А.А Кокошин. Ядерные конфликты в ХХI веке (типы, формы, возможные участники). - М.: Медиа-Пресс, 2003, 144 с.
Перед нами серьезный научный труд директора Института проблем международной безопасности Российской академии наук, члена-корреспондента РАН, давно известного у нас и за рубежом как один из крупнейших специалистов по проблемам безопасности. Еще в советские времена Андрей Кокошин принимал участие в разработке соответствующих концепций и программ, включая разоруженческие. В девяностых годах в течение ряда лет он являлся первым (и, кстати, впервые в России гражданским) заместителем министра обороны, а также секретарем Совета обороны и секретарем Совета безопасности РФ. Сейчас авторитетный ученый продолжает активную политическую деятельность как депутат Госдумы.
Новая книга "Ядерные конфликты в ХХI веке" вышла как нельзя более своевременно. Общественное сознание поглощено актуальными проблемами обуздания международного терроризма, Ирака, бесконечного палестино-израильского кровопролития. Их опасность никто не собирается преуменьшать. Но люди, правительства, парламенты, массмедиа, кажется, как-то подзабыли, что над человечеством по-прежнему "висит" и ядерная проблема. Новая работа Кокошина полезна уже тем, что доказывает необходимость "не расслабляться" в этой связи и в первом веке нового тысячелетия.
К счастью, угрозу тотального уничтожения всего живого на Земле, которая таилась в былом советско-американском противоборстве, удалось в значительной мере нейтрализовать. Но и после окончания холодной войны, распада СССР и других кардинальных перемен в мире, в разных формах и сочетаниях она присутствует и на нынешнем этапе новой истории, который автор называет "вторым ядерным веком". Последний характеризуется возрастанием роли на ядерном поле прежде всего "азиатских игроков" - Индии, Пакистана и, конечно, Китая. Не исключено и дальнейшее расширение участников "ядерного клуба" из числа азиатских стран.
Исследуя в перспективе ближайших 20-25 лет вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, автор формулирует определение того, что следует считать ядерным конфликтом. Это "кризисная ситуация, в которую вовлечены один или несколько обладателей ядерного оружия и в ходе которой эскалация доходит до уровня, когда одна или более сторон начинают рассматривать практическую возможность применения ядерного оружия". То есть это ситуация, когда еще можно пытаться достичь политического урегулирования, а не "высшая фаза конфликта", когда ядерное оружие уже пущено в ход.
В книге рассматриваются типы, формы, возможные участники ядерных конфликтов ХХI века. Первая глава исследует потенциальную возможность ядерного конфликта между "старыми ядерными державами". Обнадеживает вывод о том, что новые российско-американские отношения сводят вероятность такового на обозримую перспективу до минимума. Вроде бы не грозит нам конфликт с "ядерным компонентом" и во взаимоотношениях с китайским соседом. Другое дело сфера отношений КНР-США. В отдаленной перспективе возрастающее соперничество этих двух держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе может подвести их к "ядерному порогу". Но и без того в целом в ближайшие 7-10 лет, считает Кокошин, можно прогнозировать возрастание неустойчивости системы ядерного сдерживания на глобальном уровне за счет радикальных изменений в соотношении сил и в характере взаимодействия в "треугольнике" Россия-КНР-США. Эта неустойчивость непосредственным образом отразится на нашей национальной безопасности.
Пристального внимания заслуживает и поведение двух "новых" ядерных держав - Пакистана и Индии. Как известно, в их взаимоотношениях практически постоянно присутствует напряженность, способная перерасти в большую войну. Это уже случалось, но после обретения Исламабадом и Дели ядерного оружия опасность такого финала многократно возросла.
Автор "с весьма высокой степенью вероятности" предвидит появление уже в текущем десятилетии ядерного оружия у Ирана. Такой "рывок" Тегерана мог бы иметь серьезные последствия для и без того взрывоопасной обстановки в Ближневосточном регионе. Следовательно, сотрудничество с Ираном по линии мирного использования атомной энергии нуждается в особой осмотрительности и контроле, и не в последнюю очередь со стороны Москвы.
При всех имеющихся международных договоренностях и усилиях (прежде всего России и США), долженствующих воспрепятствовать распространению оружия массового уничтожения, добиться этого на ядерном поле пока не удалось. Не исключается и попадание ядерного оружия в руки террористических групп.
Возможно появление новых "ядерных конфигураций" со сложными последствиями для глобальной стабильности. Так, в случае приобретения соответствующего оружия Тегераном автор книги усматривает возможность превращения ядерного "треугольника" КНР-Индия-Пакистан в "четырехугольник" с добавлением Ирана. Могут появиться и более сложные конфигурации вроде "пятиугольника" КНР-Индия-Пакистан-Иран-Россия и даже "шестиугольника" из тех же стран плюс Израиль. Пока в подобных рамках не существует даже теоретических разработок необходимой системы взаимоотношений по предотвращению ядерного столкновения.
Общие итоги приведенного в книге анализа неутешительны. Пока опасность применимости ядерного оружия остается ниже, чем это было в годы холодной войны, но она явно нарастает. Признаки вероятности новых ядерных конфликтов проявляются одновременно в политической сфере, в оперативно-стратегическом мышлении и планировании, в международно-правовой сфере, в развитии средств вооруженной борьбы. В ряде стран, прежде всего в "моносверхдержаве" США, наблюдается сдвиг в психологии относительно допустимости использования ядерного оружия. При этом адекватного ответа у международного сообщества на предотвращение ядерных конфликтов сегодня не существует.
Что касается России, то в новой обстановке ядерное сдерживание при всей его значимости не панацея. За счет него невозможно (и опасно) пытаться нейтрализовать весь спектр военно-политических угроз нашей национальной безопасности. Ядерная мощь способна лишь частично компенсировать слабость в экономических и политических областях, в силах общего назначения. Кокошин видит выход в дополнении ядерного сдерживания системой мер "предъядерного сдерживания", основой которого могло бы стать высокоточное оружие большой дальности в обычном исполнении. В международной же политике России, полагает автор, следует, пользуясь новыми отношениями с Америкой, и впредь предостерегать Вашингтон от действий, которые могут оказаться губительными для всех участников "глобальной коалиции в борьбе с терроризмом".
Заметим, что до настоящего времени Вашингтон не слишком прислушивался к рекомендациям не только своих партнеров, но и прямых союзников. Остается надежда, что не во всем удачный "иракский опыт" сделает американцев более восприимчивыми к мнениям других членов международного сообщества.