0
1219

25.09.2003 00:00:00

"Второй ядерный век" проще не будет

Тэги: Кокошин


А.А Кокошин. Ядерные конфликты в ХХI веке (типы, формы, возможные участники). - М.: Медиа-Пресс, 2003, 144 с.

Перед нами серьезный научный труд директора Института проблем международной безопасности Российской академии наук, члена-корреспондента РАН, давно известного у нас и за рубежом как один из крупнейших специалистов по проблемам безопасности. Еще в советские времена Андрей Кокошин принимал участие в разработке соответствующих концепций и программ, включая разоруженческие. В девяностых годах в течение ряда лет он являлся первым (и, кстати, впервые в России гражданским) заместителем министра обороны, а также секретарем Совета обороны и секретарем Совета безопасности РФ. Сейчас авторитетный ученый продолжает активную политическую деятельность как депутат Госдумы.

Новая книга "Ядерные конфликты в ХХI веке" вышла как нельзя более своевременно. Общественное сознание поглощено актуальными проблемами обуздания международного терроризма, Ирака, бесконечного палестино-израильского кровопролития. Их опасность никто не собирается преуменьшать. Но люди, правительства, парламенты, массмедиа, кажется, как-то подзабыли, что над человечеством по-прежнему "висит" и ядерная проблема. Новая работа Кокошина полезна уже тем, что доказывает необходимость "не расслабляться" в этой связи и в первом веке нового тысячелетия.

К счастью, угрозу тотального уничтожения всего живого на Земле, которая таилась в былом советско-американском противоборстве, удалось в значительной мере нейтрализовать. Но и после окончания холодной войны, распада СССР и других кардинальных перемен в мире, в разных формах и сочетаниях она присутствует и на нынешнем этапе новой истории, который автор называет "вторым ядерным веком". Последний характеризуется возрастанием роли на ядерном поле прежде всего "азиатских игроков" - Индии, Пакистана и, конечно, Китая. Не исключено и дальнейшее расширение участников "ядерного клуба" из числа азиатских стран.

Исследуя в перспективе ближайших 20-25 лет вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, автор формулирует определение того, что следует считать ядерным конфликтом. Это "кризисная ситуация, в которую вовлечены один или несколько обладателей ядерного оружия и в ходе которой эскалация доходит до уровня, когда одна или более сторон начинают рассматривать практическую возможность применения ядерного оружия". То есть это ситуация, когда еще можно пытаться достичь политического урегулирования, а не "высшая фаза конфликта", когда ядерное оружие уже пущено в ход.

В книге рассматриваются типы, формы, возможные участники ядерных конфликтов ХХI века. Первая глава исследует потенциальную возможность ядерного конфликта между "старыми ядерными державами". Обнадеживает вывод о том, что новые российско-американские отношения сводят вероятность такового на обозримую перспективу до минимума. Вроде бы не грозит нам конфликт с "ядерным компонентом" и во взаимоотношениях с китайским соседом. Другое дело сфера отношений КНР-США. В отдаленной перспективе возрастающее соперничество этих двух держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе может подвести их к "ядерному порогу". Но и без того в целом в ближайшие 7-10 лет, считает Кокошин, можно прогнозировать возрастание неустойчивости системы ядерного сдерживания на глобальном уровне за счет радикальных изменений в соотношении сил и в характере взаимодействия в "треугольнике" Россия-КНР-США. Эта неустойчивость непосредственным образом отразится на нашей национальной безопасности.

Пристального внимания заслуживает и поведение двух "новых" ядерных держав - Пакистана и Индии. Как известно, в их взаимоотношениях практически постоянно присутствует напряженность, способная перерасти в большую войну. Это уже случалось, но после обретения Исламабадом и Дели ядерного оружия опасность такого финала многократно возросла.

Автор "с весьма высокой степенью вероятности" предвидит появление уже в текущем десятилетии ядерного оружия у Ирана. Такой "рывок" Тегерана мог бы иметь серьезные последствия для и без того взрывоопасной обстановки в Ближневосточном регионе. Следовательно, сотрудничество с Ираном по линии мирного использования атомной энергии нуждается в особой осмотрительности и контроле, и не в последнюю очередь со стороны Москвы.

При всех имеющихся международных договоренностях и усилиях (прежде всего России и США), долженствующих воспрепятствовать распространению оружия массового уничтожения, добиться этого на ядерном поле пока не удалось. Не исключается и попадание ядерного оружия в руки террористических групп.

Возможно появление новых "ядерных конфигураций" со сложными последствиями для глобальной стабильности. Так, в случае приобретения соответствующего оружия Тегераном автор книги усматривает возможность превращения ядерного "треугольника" КНР-Индия-Пакистан в "четырехугольник" с добавлением Ирана. Могут появиться и более сложные конфигурации вроде "пятиугольника" КНР-Индия-Пакистан-Иран-Россия и даже "шестиугольника" из тех же стран плюс Израиль. Пока в подобных рамках не существует даже теоретических разработок необходимой системы взаимоотношений по предотвращению ядерного столкновения.

Общие итоги приведенного в книге анализа неутешительны. Пока опасность применимости ядерного оружия остается ниже, чем это было в годы холодной войны, но она явно нарастает. Признаки вероятности новых ядерных конфликтов проявляются одновременно в политической сфере, в оперативно-стратегическом мышлении и планировании, в международно-правовой сфере, в развитии средств вооруженной борьбы. В ряде стран, прежде всего в "моносверхдержаве" США, наблюдается сдвиг в психологии относительно допустимости использования ядерного оружия. При этом адекватного ответа у международного сообщества на предотвращение ядерных конфликтов сегодня не существует.

Что касается России, то в новой обстановке ядерное сдерживание при всей его значимости не панацея. За счет него невозможно (и опасно) пытаться нейтрализовать весь спектр военно-политических угроз нашей национальной безопасности. Ядерная мощь способна лишь частично компенсировать слабость в экономических и политических областях, в силах общего назначения. Кокошин видит выход в дополнении ядерного сдерживания системой мер "предъядерного сдерживания", основой которого могло бы стать высокоточное оружие большой дальности в обычном исполнении. В международной же политике России, полагает автор, следует, пользуясь новыми отношениями с Америкой, и впредь предостерегать Вашингтон от действий, которые могут оказаться губительными для всех участников "глобальной коалиции в борьбе с терроризмом".

Заметим, что до настоящего времени Вашингтон не слишком прислушивался к рекомендациям не только своих партнеров, но и прямых союзников. Остается надежда, что не во всем удачный "иракский опыт" сделает американцев более восприимчивыми к мнениям других членов международного сообщества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
810
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2577
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1750
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1368

Другие новости