0
1275

25.09.2003 00:00:00

О фюрерах "с направлением" и об идеальном критике

Тэги: критика, разговор


И затеялся как-то вдруг Большой Разговор о Критике. С чего - даже непонятно. Может, чисто случайно - один начал, подхватили остальные. И пошло. Основные площадки тяжких раздумий и бездонных рефлексий - сетевой "Русский журнал" (начиная с 24.04.03) и бумажная "Литературная газета" (начиная с # 28 за 2003 г.). Сказано уже много. Кое-что забавно, кое-что остроумно, а в целом - вода в ступе.

Можно, конечно, взглянув с высоты птичьего полета, расценить это как некоторое оживление самосознания литературы, функцию которого критика, согласно одной из экзотических версий, и предназначена выполнять.

Но, сдается, дело в другом.

Славный ХIХ век каким-то загадочным образом превратил русских критиков в идейных вождей, в идеологов. Эти фюреры "с направлением" беспощадно третировали всех: "чистую", то бишь эстетическую, критику, "Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья" помещика Фета и т.п.

Критиков сам Некрасов боялся, больше чем Цензурного комитета. И старался соответствовать их требованиям по части любви к простому народу, хотя ему тоже хотелось шепота, робкого дыханья и каких-нибудь трелей┘

Только на переломе веков "чистая критика" взяла реванш в лице, скажем, Айхенвальда. Реванш, впрочем, был зыбким, недолгим, почти призрачным. И тому же Айхенвальду вломили по первое число за разоблачение Белинского. Айхенвальд худо-бедно отбился. Но потом, ввиду Революции, был посажен на пароход, шедший в Зарубежье.

Ну а на родине Айхенвальда РАППы, Авербахи и прочие Ермиловы получили власть, о которой Белинские, Писаревы и Буренины только могли мечтать. Дошло до того, что Сталин вынужден был защищать от критиков Горького.

Постепенно все уладилось. Критика стала одним из инструментов идеологической машины Империи. Конечно, за всеми в большой и неповоротливой, как больной Левиафан (уж простите, Лев Васильевич!), Империи уследить было трудно. И критикам, выполнявшим соцзаказы, иногда удавалось протаскивать контрабандой в статьи заветные фиги из карманов.

Подмигивания, намеки, экивоки - все это растворялось, терялось среди долгих перечислений имен и названий, среди словесных чащоб. Было трудно. Но критики работали. Старались. Придумывали обоймы и школы. Очень серьезно к себе относились. Мыслили себя чуть ли не в категориях гегелевской эстетики. И очень экзистенциально. Типа "Критика - это критики". Или "Критики - это критика". Что-то в таком духе.

Но тут как раз волю объявили. И раздался великолепный барственный окрик Виктора Ерофеева: "Место критики - в лакейской!" Критики очень обиделись: шизофренически раздвоенные - трудясь на ниве соцзаказа и одновременно полагая себя властителями дум и эстетами, - они не хотели в лакейскую. Они хотели в барские покои. А чтоб в лакейскую посадить самого Виктора Ерофеева и ему подобных. И не выпускать. И чтоб Виктор Ерофеев и ему подобные критикам шнурки гладили. Как Некрасов - Белинскому: "Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени".

Нынешний Большой Разговор о Критике - это плач по утраченным возможностям. Отчаянное желание снова прорваться в барские покои. Чтобы там, развалившись на бархатном диване и положа ногу на ногу, владеть умами и самовыражаться. Такая уж это публика - критики. Не все, нет, разумеется, не все. Речь о тенденции.

Вот недавно оэкраненный критик Шаталов, злобновато поджав губы, самовыразился, швырнув в корзину новую книгу Пелевина. Дескать, получи, культовый писатель, гранату! Будешь знать, как на наших наезжать!

Но, если вдуматься, где Пелевин и где - Шаталов? Тут-то и проблема - в несоразмерности. Непомерная гордыня, помноженная на самомнение, заставляет критиков тыкать в писателей указующим перстом. А тем теперь по большому счету - хоть бы что!

Оттого критики часто завистливы и жалуются на свою судьбу в литературе.

Между тем есть идеал, к которому всякий критик должен стремиться.

У идеального критика нет и не может быть своей судьбы в литературе. Идеальный критик отбрасывает все слишком человеческое. Он обретается в мире чистых сущностей, в мире, где нет места простым человеческим чувствам, а главное - слабостям.

Идеальный критик не пишет оды о своих и филиппики - о чужих. Нет для него ни своих, ни чужих - есть только текст.

Нет у него соратников по борьбе, друзей, любовников-любовниц, собутыльников, бывших одноклассников и т.п. Нет даже телефонных собеседников, скрашивающих одиночество в промозглые осенние вечера. Идеальный критик не ходит на тусовки. А если и ходит, то возвышается среди толпы подобно Эвересту.

Идеальному критику нет дела до того, что Икс одной с ним крови. Что Игрек - такой обаятельный и со связями. Что Зета сделала неудачный аборт. Ему плевать, что Дубль-ве, допустим, голубой, а просто Ве - молодой да зеленый. И т.д.

Да, среда обитания идеального критика стерильна и жестока в своей стерильности. Но ведь и литература - не благотворительность.

Только исключив напрочь человеческий фактор, критик сможет более или менее адекватно описать/оценить тело текста.

Прочее - вражеская агентура. Засланные казачки. Холодные и расчетливые фюреры. Без черемухи, без искры мистического огня. Прикидываясь критиками, они якобы ведут бой за Настоящее Искусство. А на самом деле - планомерно уничтожают его.

Но этого никто не замечает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
463
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2176
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1414
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1051

Другие новости