0
1467

18.09.2003 00:00:00

Петербург и пятая точка

Тэги: Буровский, петербург


Андрей Буровский. Петербург как географический феномен. - СПб.: Алетейя, 2003, 288 с.

Трехсотлетие Санкт-Петербурга отпраздновали в этом году широко, с размахом - концерты, праздничные акции, выступления видных политиков, театральные представления... Столь знаменательное событие не прошло мимо и книгоиздательского дела. В свет вышло огромное количество фолиантов, посвященных "Петра творенью". Один из них - сочинение А.М. Буровского.

Автор явно спешил с созданием и выпуском в свет своего труда. Об этом говорит огромное количество опечаток, стилистических погрешностей, доходящих иногда просто до абсурда.

Сказать, в чем особенность и новизна этой книги, сложно. В общем, в ней все про ту же неповторимую и загадочную атмосферу Петербурга, о которой до сих пор пишут десятиклассники в сочинениях про Петербург Некрасова и Достоевского. Для красоты Буровский вводит понятие "городского урочища". В тексте приводится большое количество легенд, слухов про ходящего ночью по городу Петра I, забивающего дубинкой прохожих, про призрак Николая I на Дворцовой набережной и Павла I в Инженерном замке. Автор настолько искренен с читателем, что приводит в качестве примера даже случай из собственной жизни.

В аннотации заявлено, что книга "доступна для любого человека". На наш взгляд, это не снимает с него ответственности за качество материала. Но, судя по всему, автор считает, что для "любого человека" и так сойдет.

Например, В.Ф. Ходасевич у него становится Ф.В. Ходасевичем, Анна Иоанновна - Анной Ивановной (может быть, так ближе к народу?). Об опечатках уже было сказано. Приведем самую яркую из них: "Если мы о неоднородности - кем приходятся друг другу крещеный еврей, родом из Орши, и татарин, окончивший в Казани русскую гимназию? А ведь и тот и другой назовут себя русскими и без особенных проблем поселятся в Петербурге. Они даже смогут стать соседями, и (чем черт не шутит?) подружиться (а дочка татарина выйдет замуж за дочку еврея, и они обвенчаются в храме Спаса на Крови). А ведь таких историй очень много". Если бы речь шла о настоящем времени, то никто бы и внимания не обратил, хотя до венчания точно дело бы не дошло - все-таки браки такого рода запрещены Церковью. Но автор говорит о XIX веке. Но это еще ладно, понятно, что скорее всего опечатка.

Самым бросающимся в глаза недостатком книги является стиль. Автор очень старается быть понятным всем-всем. Об этом говорит ряд самых что ни на есть банальностей вроде "города изображают порой точками на карте - особенно если карта крупного масштаба. Но ведь это вовсе не точки" или "Петербург изменяет всякого, кто прикоснулся к нему" (Буровский точно прикоснулся и изменился до неузнаваемости!), "Город лежит себе с улыбкой сфинкса, даже немного гордится своей необычайностью, непостижимостью... Но ведь и сам себя он тоже постигнуть не может" (а Буровский - может), "В Петербурге живут петербуржцы" (и любой из них - человек). Таких пустых фраз превеликое множество. Трудно поверить, что эту книгу написал доктор философских наук.

Как вам, например, такое: "Эту мысль очень любил и совал куда надо и куда не надо Николай Бердяев", "И уж тем более не изменилась набережная, на парапет которой Александр Сергеевич, если верить его собственному рисунку, в свое время опирался попой", "На все русские княжества чугунной задницей уселась Московия" и т.п. А вот уже совершенный Салтыков-Щедрин: "Есть все же в городе не только ультрапатогенные, но и геоселюберогенные области. Причем геоселюберогенные даже преобладают по площади". Рассказывает нам Буровский и о "селитебных ландшафтах" и "Лапландско-Нильском линеаменте".

Неповторимым языковым ароматом веет от неологизмов вроде - "жутики про общение человека с дьяволом", "нажитки петровского времени", "последствия петровского перевертыша", "толсто намекать" и т.д. И действительно, стилистическое сочетание "жутиков", "чугунной задницы", "селитебных ландшафтов" делают книгу поистине незабываемой!

Очаровательны даже названия глав: "Особенности загробной жизни Петра", "Худородные привидения", "Среди мифов, как среди рифов", "Время везде течет по-разному!" Отдельное спасибо автору за заботливое деление глав на части с такими заголовками, как "Начало", "Продолжение", "Завершение". Логика железная. На будущее для произвольной программы можно порекомендовать Буровскому такие необходимые композиционные элементы, как "Приложение I", "Приложение II", экскурсы там всякие и комментарии...

Такая вот феноменальность юбилея. И трансфеноменальность книги, сгинувшей в петербургских болотах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
956
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
760
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
982
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
536

Другие новости

загрузка...