0
2667

21.08.2003 00:00:00

Будетлянские хроники

Тэги: крусанов, авангард


Андрей Крусанов. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор). В 3 т. Т. 2. Футуристическая революция (1917-1921). Кн. 1, 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003, 808 с., 608 с.

Да здравствует революцион-
ный анархо-футуризм!
Да здравствует огонь!
Да здравствует мировой
бунт!

Из анонимного "Письма к товарищам футуристам"

Второй том фундаментальнейшего исследования Андрея Крусанова по истории русского авангарда издан спустя семь лет после выхода первого. Тогда, в 1996 году, это было большим событием - несмотря на малый объем, книга обещала развеять массовые кривотолки касательно загадочного происхождения и стремительного восхождения на Олимп русских парвеню от искусства. Первый том, впрочем, ограничивался дебютным десятилетием отечественных авангардистов с 1907 по 1916 г. Второй том посвящен их звездному часу - эпохе футуристических революций в искусстве и политике с 1917 по 1921 г.

Непреходящая ценность монографии в том, что автор действует прямо противоположно своим героям. Их геростратов темперамент наталкивается на непоколебимую академическую выучку историка: ни одного эстетического "за", ни одного морального "против" не найдет читатель на страницах крусановского исследования. Автор не вершит судеб авангарда, не выносит исторических приговоров. Его кредо: "...как принято в науке, заняться поиском закономерностей и внутреннего механизма свершавшихся событий". Его пафос - собрать как можно больше исторических документов и систематизировать их так, чтобы факты говорили сами за себя.

Структура второго тома проста и монументальна: первая книга освещает столичную жизнь авангардистов (Петербург и Москва), вторая - провинциальную географию их деятельности. Соответственно в первой речь заходит о взаимоотношениях авангардистов с властью, во второй - о восприятии левого искусства народом. В столичном разделе - о художественных организациях и политических покровителях русских футуристов, в провинциальном - об их противниках, поклонниках и последователях. Правда, справедливости ради надо добавить, что такое деление условно. Тема борьбы за власть лейтмотивом звучит в обеих книгах: чтобы реализовать свою претензию на будущее, футуристы всеми правдами и неправдами подчиняли себе настоящее.

Изменить ход истории футуристам, пожалуй, не удалось, но зримый след по себе они, безусловно, оставили. Отечественные архивы изобилуют протоколами собраний, отчетами о дискуссиях, афишами выставок, рецензиями, воспоминаниями, газетными фельетонами, манифестами - иными словами, всевозможного рода документами, по которым усердный историк ныне может в лицах и красках воссоздать футуристическую мистерию-буфф. Вся многочисленная авангардистская братия - сумисты, олимпийцы, имажинисты, биокосмисты, ничевоки, фуисты, заумники, люминисты, презантисты и беспредметники, - словом, все без исключения реформаторы русского искусства, будь то поэты, художники, режиссеры или музыканты, подписавшие футуристическую хартию и не подписавшие ее, присутствуют в крусановской панораме. Неподражаемое обаяние этой публики да и вообще всю атмосферу футуристического пира Крусанов передает нескончаемым цитированием. Из газетной статьи: "Для доказательства той истины, что здоровая психика может быть только в здоровом теле, один из футуристов не нашел ничего лучше, как расколоть о собственный лоб две крепкие деревянные доски". Или вот рассказ очевидца об оформлении футуристами первомайского праздника в 1918 году: "Футуристы блестяще справились с задачей. Они испоганили город по первое число. Нарисовали массу циклопов и орангутангов". Сам же историк никаких оценок авангардистским поискам, как уже говорилось, не дает, а только отслеживает потоки массовых стереотипов о футуристах - "футуристах-хулиганах", "футуристах-большевиках", "футуристах - анархических отщепенцах", "футуристах - строителях прекрасного будущего".

Единственное, против чего восстает Крусанов, - это современные искусствоведческие мифы, в первую очередь о большевистской закваске русского футуризма и усиленных гонениях на левое искусство в начале 1920-х гг. Как свидетельствуют документы, ни то ни другое не соответствует действительности. Крусанов показывает, что вхождение футуристов во власть было результатом большевистской потребности в дешевой агитационной силе и - sic! - личной симпатии к футуризму Луначарского. Окажись в ранге комиссара народного просвещения кто-то другой - и будетляне уже в 1918 году попали бы в долгие списки творцов дегенеративного искусства. Что же касается гонений, то мягкое отстранение левых с передовой пролетарского искусства не идет ни в какое сравнение с массовыми расстрелами классовых врагов, учиненных большевиками. Вся ликвидация футуризма, убеждает Крусанов, сводилась к следующему: "пригласят в отдел, пожурят да и отпустят с миром". Подобную деликатность ЧК уж должен был бы ценить Маяковский, написавший в 1918 году такие вот строки: "Белогвардейца найдете и к стенке. А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенкам музеев тренькать. Стодюймовками глоток старье расстреливай!"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
592
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2313
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1524
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1155

Другие новости