Ноам Хомский. Классовая война: интервью с Дэвидом Барзамяном / Пер. с англ. С.Мельникова. - М.: Праксис, 2003, 336 с.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был великий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт
имеет.
Отец понять его не мог...
Александр Пушкин.
"Евгений Онегин".
Зарекомендовавшее себя левацко-интеллектуальными публикациями издательство снова угостило своих читателей новинкой - сборником интервью Ноама Хомского Дэвиду Барзамяну. На сей раз новинка "что надо": сбор 1995 года. Выдержка 8 лет.
В сборник вошли 6 интервью Барзамяна с Хомским. Они охватывают период с конца 1994 по начало 1996 года. Фактически - 1 год. Нельзя сказать, чтобы 1995 год был как-то особенно драматичен в мировой истории. Как раз напротив: старые конфликты уже ушли в историю, новые острые проблемы еще не проявились с той силой, с которой они выплеснутся в начале нового тысячелетия. Поэтому все разговоры в основном "об истории и памяти". Но тем не менее - это не только оценка прошедших событий. Это и диагноз, и прогноз "развития болезни".
Глобальная проблема, ставшая главной темой бесед, состоит в том, что декларация власть имущими идеи "общества всеобщего благоденствия" является обманом, ибо они стремятся к обществу всеобщего благоденствия лишь для богатых, к "откату назад", то бишь к "расторжению общественного договора", осуществление которого стоило человечеству стольких усилий.
Обращение собеседников к проблемам разделения Восточного Тимора, которые становятся отправной точкой некоторых интервью, - лишь штришок к главному противоречию современности, к тому, как "ограбить бедного и накормить богатого". Но для этого есть и другие иллюстрации: Вьетнам, Израиль и Палестина, постсоветская Россия, которая, "безусловно, становится страной третьего мира", деятельность ФРУ по сдерживанию инфляции и спекулятивному обороту капиталов, использование рабского труда, разрушение семьи.
Основной же целью и ценностью богатых становится стремительно скорое обогащение по максиме: "сегодня разграбить все, что можно, а завтра обо всем забыть". На это направлена деятельность всей политической машины Соединенных Штатов, а именно они являются главным богачом, поддерживающим богатых и притесняющим бедных по всему миру. По мнению Хомского, "большинство населения настроено против того, что сейчас происходит". Вопрос в том, удастся ли их отвлечь и разделить.
Проблема говорящих от имени власть имущих, как видит ее Хомский, в том, что они, с одной стороны, не критичны - то бишь кое-кто из них и сам частенько верит в то, что говорит, с другой - невежественны, ибо попросту не читают книг, которые полагают основой собственной идеологии. Никто не читает Смита, сокрушается Хомский, а ведь тот во многом предвидел те беды, которые ныне одолевают мир. Но и Смит не был больше того, чем он был - обычный просветитель с мечтой об общем благе┘
Хомский говорит о том, что "капиталистический способ производства не выжил", что его вытеснил "квазикапиталистический" способ производства, который предполагает частную выгоду, но при этом общий риск и плату за него".
Конечно, Хомский убедителен. Как во всех своих работах, интервью, выступлениях. Весьма последователен, абсолютно критичен, дотошен в деталях. Чего стоят только его осведомленность о деятельности ФРУ, подробности сотрудничества США с режимами Франко, Гитлера и Муссолини, действия японцев и американцев во Второй мировой, проблемы семьи, женщин.
Его бы талант использовать тому порядку, против которого он восстает! Идеи его более чем заразительны - они правдивы или по меньшей мере правдоподобны. Будь они несколько более популярны - нынешний мировой порядок едва ли бы сумел устоять. Но то ли люди разобщены и подвержены коррозии идеологии этого порядка, то ли есть иные причины, но пока Хомский широко известен лишь в ограниченных кругах интеллектуалов и среди некоторых активных социальных групп.