0
1147

10.07.2003 00:00:00

Америке нечему учить остальной мир

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества.

Тэги: Закария, демократия, свобода


Fareed Zakaria. The Future of Freedom. IIliberal Democracy at Home and Abroad. - New York: W.W.Norton & Co., 2003. 286 p.

Вера в то, что демократия способна изменить мир к лучшему, соперничает по своей распространенности и истовости разве что с основными мировыми религиями. Но имеет ли демократия столь абсолютные свойства, чтобы ее можно было наделять чуть ли не сверхъестественными качествами? Этим весьма своевременным вопросом задается в своей новой книге один из наиболее оригинальных политических аналитиков современной Америки, главный редактор журнала "Newsweek" Фарид Закария.

Со всей определенностью он заявляет, что демократия является лишь формой организации политического процесса, но не сущностным его элементом. Демократическое правление не обязательно должно считаться справедливым, а одного лишь наличия демократических процедур далеко не достаточно, чтобы можно было говорить о либеральном порядке и соблюдении гражданских свобод. Многие успешно развивающиеся страны, строго говоря, не являются демократическими, но вполне отвечают требованиям, предъявляемым к либеральному правовому государству; напротив, соблюдение формально демократических принципов в Югославии не помешало установлению там автократического режима Милошевича...

Анализируя непростые судьбы демократии в современном мире, автор приходит к выводу, что адекватное решение нынешних проблем может быть предложено не демократией, а республиканской системой в ее кантовском понимании, где имеют место "разделение властей, сдержки и противовесы, верховенство закона, защита прав личности и определенная степень представительства (но отнюдь не всеобщее избирательное право)".

Закария предлагает свою типизацию демократии, основанную на противопоставлении либеральной демократии (liberal democracy), явления всецело позитивного, демократии нелиберальной (illiberal democracy), препятствующей, по его мнению, формированию республиканских порядков, адекватных современным требованиям. При этом он утверждает, что нелиберальная демократия может возникнуть и там, где прежде существовала демократия либерального типа, т.е. к утверждению возможности перерождения либеральной демократии в нелиберальную.

Но дефицит демократии отнюдь не всегда может вызывать сожаление, а избыток ее - удовлетворение. Проблемы ряда стран третьего мира обусловлены не недостаточным усвоением демократических принципов, а неспособностью руководства этих государств реализовать меры, давно претворенные в жизнь в десятках менее демократических, но более развитых стран). Он делает вывод, что демократизация арабского мира может оказаться предельно опасной, так как сегодня демократические выборы в этих странах могут привести лишь к победе исламистов и утрате даже тех немногочисленных достижений вестернизации, которые мы видим сегодня.

Система либерального и при этом "не вполне демократического" общества рассматривается в книге как оптимальная для нынешней ситуации политическая форма. Обосновывая ее достоинства, автор апеллирует к историческому опыту не только западных демократий, сформировавшихся на базе именно аристократических режимов, но и стран третьего мира, среди которых последовательно придерживаются демократических принципов только те, что были британскими колониями.

Некритическое отношение к демократии рассматривается в книге как главная угроза, с которой сталкиваются западные общества, угроза тем более опасная, что она исходит изнутри самих этих обществ. Упадок свободы в условиях укрепляющейся демократии наиболее заметен именно в США, притом в самых неприглядных проявлениях...

Каковы же основные выводы рецензируемой книги? На наш взгляд, их два. Во-первых, указывает Закария, создание демократического общества в странах нынешней периферии не требует немедленной "демократизации" в традиционном понимании. На протяжении последних десятилетий экономические успехи стран, где практикуются преимущественно авторитарные методы руководства, оказываются гораздо более впечатляющими, чем в государствах, начавших с реформирования политической сферы.

Во-вторых, автор считает, что стремление США максимально способствовать распространению демократии служит опасным дестабилизирующим фактором. Американская демократия стремительно вырождается в некий особый тип нелиберальной демократии, и сегодня, когда в самих США "в политической жизни необходимо допускать не больше, а меньше демократии", американцам нечему учить остальной мир. Более того, Закария находит фундаментальное различие между периодами начала и конца ХХ столетия. Тогда основной целью было "сделать мир более безопасным для демократии", теперь главной задачей стало "сделать демократию менее опасной для мира".

Справится ли Запад с этой задачей? Ответ на этот вопрос дадут ближайшие десятилетия. Однако уже сейчас можно весьма определенно сказать, что если это ему и удастся, главенствующая роль в данном процессе не будет принадлежать Америке. И даже если многим странам мира придется копировать демократические порядки, то это копирование лучше производить с европейского оригинала, а не с американской копии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
454
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
460
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
375
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
241

Другие новости