Дэниэл Ранкур-Лаферьер. Россия и русские глазами американского психоаналитика: В поисках национальной идентичности / Пер. с англ. А.П. Кузьменкова. Научн. ред. В.М. Лейбин. - М.: Ладомир, 2003, 288 с.
Поиском ответа на извечный вопрос о загадочной природе русской души занимались на Западе на протяжении столетий. Причем самые разные люди - от маркиза де Кюстина до аналитиков ЦРУ. Рецензируемая книга, где проблема препарируется методами прикладного психоанализа, представляет собой очередное, весьма оригинальное и во многом противоречивое усилие.
Ведь, с одной стороны, ее автор предпринял прямо-таки безжалостный анализ русского социума. С другой - он нас вроде бы уважает; самая последняя фраза книги звучит так: "Русскую идентичность надо ценить - она того стоит". Хотя бы потому, что она, идентичность, у потомков Ильи Муромца, оказывается, очень сильной закваски получилась: "Русские останутся русскими даже тогда, когда уровень алкоголизма среди них снизится, уменьшится их этническая подозрительность, политические структуры станут более демократичными, экономика оздоровится и т.д.". (Что ж, постараемся пить меньше, Америку любить больше и русскость при этом не терять.)
Для того чтобы "больная Россия" быстрее стала здоровой, авторитетный американский психоаналитик-славист (уверенный, что так оно и произойдет) предлагает нам ознакомиться с тем, как он сканирует русское национальное самосознание. И вообще, почти все, что, как говорится, "дорого каждому русскому". При этом часто некорректно и даже, можно сказать, в наглую "замахивается на святое". Ведь нельзя же согласиться с утверждением психоаналитика, что, мол, тысячелетняя история России - всего лишь миф, так же как и "русская идея". Что русские и нацией-то в строгом смысле (в этническом прежде всего) не являются. Или: что чуть ли не к имманентным качествам русских относятся... мазохизм, нарциссизм и параноидальность.
Конечно, рецензируя работу, мы делаем скидку на профессию Ранкура-Лаферьера: применение методов психоанализа требует соответствующей терминологии. Но все-таки вызывает улыбку, когда русская традиция хлестать друг друга вениками в бане преподносится как склонность к мазохизму. Можно поспорить и с тем, как Ранкур-Лаферьер анализирует "пресловутый коллективизм", когда "я" и "мы" у русских видятся единым целым. Что, мол, и обусловливает высокую степень самоограничения.
"Главным коллективом" для русских, по мнению американского исследователя, является Россия, персонифицированная в виде... "материнского, женского образа". Но психоаналитики установили, что существует обратная зависимость между персонификацией коллектива и входящей в него личности. И таким образом - как это и происходит в случае России и русских - "персонификация коллектива слишком часто оборачивается воровством индивидуальной идентичности". Неотрывность, зависимость от "России-матери", слияние с коллективом - все это выливается в такие черты русского характера, как инфантильность, безответственность, готовность подчиняться властям, идти на страдания и вести себя в пораженческой, мазохистской манере.
Также противоречива и любовь русских к России. Она, по Ранкуру-Лаферьеру, схожа с амбивалентностью отношения ребенка к матери: здесь имеет место обида и любовь, боль и восхищение, ненависть и восторженность. Здесь же - продолжает гнуть свою палку автор - и готовность русских страдать вместе со своей страной, проявляющееся при этом долготерпение. Опять-таки основанное на мазохизме. Кстати, Ранкур-Лаферьер вообще считает, что, возможно, именно нравственный мазохизм и является той самой загадкой русской души.
Любопытно, что в отличие от "женского образа" России страны Запада ассоциируются в массовом сознании русских с чисто "мужским" образом и посему представляются угрожающими для "матушки-России". Причину такого восприятия автор видит в параноидальном характере русского мышления и склонности к нарциссизму, которые выражаются в различных фобиях в отношении США, стран Запада и иностранных государств в целом. Вот, оказывается, где причины антиамериканизма и обеспокоенности расширением НАТО на Восток!
Для русских очень характерна дихотомия: "мы - они", "свои - чужие". "Мы" априори рассматривается как сообщество позитивное, а "они" - как негативное и враждебное. Так что за русским национализмом следует внимательно наблюдать. И все-таки, утешает нас ученый по имени Ранкур-Лаферьер, не все так плохо: в целом русские склонны к ассимиляционизму и не питают негативистского отношения к конкретным представителям иной национальности.
Книга Ранкура-Лаферьера местами смешит, местами возмущает, а местами заставляет задуматься. Ведь не всякий иностранец говорит нам в лицо то, что о нас думает. А когда говорит - мы вслед за классиком рефлекторно негодуем: "Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство" (А.С. Пушкин).
И все же учитывать это (то, что о нас думают) полезно любому русскому человеку. Если, конечно, он не слишком отягощен приписываемыми ему чертами.