0
2155

10.07.2003 00:00:00

Россия как "главный коллектив"

Тэги: РанкурЛаферьер, исследование, россияне, самосознание


Дэниэл Ранкур-Лаферьер. Россия и русские глазами американского психоаналитика: В поисках национальной идентичности / Пер. с англ. А.П. Кузьменкова. Научн. ред. В.М. Лейбин. - М.: Ладомир, 2003, 288 с.

Поиском ответа на извечный вопрос о загадочной природе русской души занимались на Западе на протяжении столетий. Причем самые разные люди - от маркиза де Кюстина до аналитиков ЦРУ. Рецензируемая книга, где проблема препарируется методами прикладного психоанализа, представляет собой очередное, весьма оригинальное и во многом противоречивое усилие.

Ведь, с одной стороны, ее автор предпринял прямо-таки безжалостный анализ русского социума. С другой - он нас вроде бы уважает; самая последняя фраза книги звучит так: "Русскую идентичность надо ценить - она того стоит". Хотя бы потому, что она, идентичность, у потомков Ильи Муромца, оказывается, очень сильной закваски получилась: "Русские останутся русскими даже тогда, когда уровень алкоголизма среди них снизится, уменьшится их этническая подозрительность, политические структуры станут более демократичными, экономика оздоровится и т.д.". (Что ж, постараемся пить меньше, Америку любить больше и русскость при этом не терять.)

Для того чтобы "больная Россия" быстрее стала здоровой, авторитетный американский психоаналитик-славист (уверенный, что так оно и произойдет) предлагает нам ознакомиться с тем, как он сканирует русское национальное самосознание. И вообще, почти все, что, как говорится, "дорого каждому русскому". При этом часто некорректно и даже, можно сказать, в наглую "замахивается на святое". Ведь нельзя же согласиться с утверждением психоаналитика, что, мол, тысячелетняя история России - всего лишь миф, так же как и "русская идея". Что русские и нацией-то в строгом смысле (в этническом прежде всего) не являются. Или: что чуть ли не к имманентным качествам русских относятся... мазохизм, нарциссизм и параноидальность.

Конечно, рецензируя работу, мы делаем скидку на профессию Ранкура-Лаферьера: применение методов психоанализа требует соответствующей терминологии. Но все-таки вызывает улыбку, когда русская традиция хлестать друг друга вениками в бане преподносится как склонность к мазохизму. Можно поспорить и с тем, как Ранкур-Лаферьер анализирует "пресловутый коллективизм", когда "я" и "мы" у русских видятся единым целым. Что, мол, и обусловливает высокую степень самоограничения.

"Главным коллективом" для русских, по мнению американского исследователя, является Россия, персонифицированная в виде... "материнского, женского образа". Но психоаналитики установили, что существует обратная зависимость между персонификацией коллектива и входящей в него личности. И таким образом - как это и происходит в случае России и русских - "персонификация коллектива слишком часто оборачивается воровством индивидуальной идентичности". Неотрывность, зависимость от "России-матери", слияние с коллективом - все это выливается в такие черты русского характера, как инфантильность, безответственность, готовность подчиняться властям, идти на страдания и вести себя в пораженческой, мазохистской манере.

Также противоречива и любовь русских к России. Она, по Ранкуру-Лаферьеру, схожа с амбивалентностью отношения ребенка к матери: здесь имеет место обида и любовь, боль и восхищение, ненависть и восторженность. Здесь же - продолжает гнуть свою палку автор - и готовность русских страдать вместе со своей страной, проявляющееся при этом долготерпение. Опять-таки основанное на мазохизме. Кстати, Ранкур-Лаферьер вообще считает, что, возможно, именно нравственный мазохизм и является той самой загадкой русской души.

Любопытно, что в отличие от "женского образа" России страны Запада ассоциируются в массовом сознании русских с чисто "мужским" образом и посему представляются угрожающими для "матушки-России". Причину такого восприятия автор видит в параноидальном характере русского мышления и склонности к нарциссизму, которые выражаются в различных фобиях в отношении США, стран Запада и иностранных государств в целом. Вот, оказывается, где причины антиамериканизма и обеспокоенности расширением НАТО на Восток!

Для русских очень характерна дихотомия: "мы - они", "свои - чужие". "Мы" априори рассматривается как сообщество позитивное, а "они" - как негативное и враждебное. Так что за русским национализмом следует внимательно наблюдать. И все-таки, утешает нас ученый по имени Ранкур-Лаферьер, не все так плохо: в целом русские склонны к ассимиляционизму и не питают негативистского отношения к конкретным представителям иной национальности.

Книга Ранкура-Лаферьера местами смешит, местами возмущает, а местами заставляет задуматься. Ведь не всякий иностранец говорит нам в лицо то, что о нас думает. А когда говорит - мы вслед за классиком рефлекторно негодуем: "Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство" (А.С. Пушкин).

И все же учитывать это (то, что о нас думают) полезно любому русскому человеку. Если, конечно, он не слишком отягощен приписываемыми ему чертами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1719
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1071
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
777
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1056

Другие новости