Россия в глобальной политике. Том 1. # 1. Январь-март 2003.
Выработать наиболее оптимальную модель адаптации России к существующему динамичному миропорядку, ее интеграции в группу мировых лидеров - вот какую задачу призван, по мысли его создателей, решать журнал "Россия в глобальной политике". В попечительском совете - Владимир Потанин, Семен Вайншток, Сергей Генералов, Владимир Евтушенков, Борис Кузык, Валерий Окулов.
К анализу актуальных проблем международных отношений, мировой политики и глобального развития привлечена более чем авторитетная группа политических практиков и политологов. Имена авторов первого номера настолько на слуху, что их нынешние или прежние регалии интересующейся публике можно не называть. Игорь Иванов и Сэм Нанн, Жорес Алферов и Евгений Велихов, Владислав Иноземцев и Алексей Арбатов...
В редакционном совете и вовсе - Гельмут Коль, Матти Ахтисаари, Карл Бильдт, Эллисон Грэм, Джеймс Хоуг (главный редактор "Foreign Affairs"), Евгений Примаков, Владимир Лукин, Андрей Кокошин, Вячеслав Никонов, Владимир Рыжков, Ирина Хакамада... Игорь Иванов, Сергей Приходько и Сергей Ястржембский представлены в совете "в личном качестве". В общем, получился целый мозговой центр, который, по убеждению председателя редсовета Сергея Караганова, в силах обкатать на страницах издания возможные стратегии по встраиванию России в глобальные процессы, притом таким образом, чтобы страна заняла в них достойное место.
Журнал заполняет вакуум, образовавшийся в последнее время между российской и западной международно-политической мыслью. Издается он совместно с самым авторитетным, пожалуй, изданием по международным отношениям в мире - американским "Foreign Affairs". Соседствуя с работами российских авторов, перепечатки оттуда отдельных статей задают дополнительный тон "трансатлантической" научной полемике, а весь этот парад международной политологической мысли в совокупности представляет собой наиболее продвинутый научный дискурс по той или иной проблеме. Одновременно российский читатель знакомится с тем, что интересно Западу, насколько это отличается от российской научно-политической дискуссии. Можно сказать, что стратегически журнал нацелен на приведение российской и западной международно-политической мысли "к общему знаменателю".
До сих пор единственным политологическим журналом западного типа в России был ежеквартальный "Pro et Contra", издаваемый с 1992 года Московским центром Карнеги. Однако для такой страны, как Россия, одного "Pro et Contra" стало явно недостаточно. Тем более что "Pro et Contra" все же во многом американское детище, как и сам Московский центр Карнеги, часть расположенного в Вашингтоне Фонда Карнеги. Последний, разумеется, финансирует и руководит деятельностью московского офиса, в том числе и изданием журнала.
"Россия в глобальной политике" хотя и вошел в альянс с "Foreign Affairs", однако это все-таки подлинно российский журнал, созданный и финансируемый российской деловой элитой, поддерживаемый элитой политической и научной. Кому, как не ей (этой без конца критикуемой всеми российской элите), заняться выработкой дальнейших путей развития России, поиском той стратегии, о затянувшемся отсутствии которой говорят все - и левые, и правые.
Первый выпуск посвящен самым актуальным проблемам современных международных отношений: кризис вокруг Персидского залива, международный терроризм, глобализация, миросистемное регулирование после 11 сентября. Что такое международный терроризм и как с ним бороться, чтобы не дестабилизировать международную систему в целом? Каковы последствия нынешнего кризиса вокруг Ирака? Почему международный терроризм имеет преимущественно исламские корни? В чем причины пропасти между Западом и Востоком, "золотым миллиардом" и исламским миром? Что такое глобализация и какое влияние она оказывает на международный терроризм, какие ограничения накладывает на свободу действий государств? К какому мировому порядку нам следует стремиться и каковы должны быть действия России на этом направлении?
Если хотя бы на часть этих вопросов на страницах "России в глобальной политике" будут найдены разумные ответы, то, может быть, политики смогут что-то изменить к лучшему. И в России, и в окружающем ее мире.