ХРОНИКА КРУШЕНИЯ ФОРПОСТА
Игорь Максимычев. "Народ нам не простит..." Последние месяцы ГДР. Дневник советника-посланника посольства СССР в Берлине. Доклад # 98. - М.: Экслибрис-Пресс, 2002, 185 с.
Иван Кузьмин. Поражение. Крушение ГДР и объединение Германии. - М.: Научная книга, 2003, 342 с.
Крушение ГДР... Два взгляда. Двух германистов. Доктор политологии Игорь Максимычев озаглавил свою книгу "Народ нам не простит...". Это оборванная цитата из Михаила Горбачева, который в самый разгар событий в ГДР поначалу указал советскому послу в Берлине, что альтернативы сохранению этого союзника нет, а потом, получается, передумал. Автор другой книжки - Иван Кузьмин, доктор политических наук и ведущий научный сотрудник Дипакадемии МИД РФ.
Оба известных германиста были непосредственными свидетелями и участниками событий 1989-1990 годов. Максимычев находился на посту советника-посланника посольства СССР в ГДР. Он как бы раскрывает "дипломатическую кухню", предлагая читателю свои дневниковые записи посольских совещаний в решающие месяцы восточногерманского кризиса. А Кузьмин работал в то время одним из руководителей представительства КГБ СССР при МГБ ГДР (вообще же он впервые попал на работу в Берлин в 1948 году).
Документальный характер обеих книг передает драматизм событий "на финише" ГДР, полную растерянность ее руководства в обстановке нараставшего кризиса режима. Но и для советских представительств, повсюду имевших в ГДР свои глаза и уши, тоже (как ни убеждают авторы в обратном) многое в тот период оказалось неожиданным - будь то неудержимая динамика народного протеста или масштаб развала власти СЕПГ.
Можно ли было растянуть процесс объединения в рамках конфедерации двух германских государств? Наконец, можно ли было "уйти" из Восточной Германии более грамотно, получив по-настоящему весомые политические гарантии и экономические дивиденды? Обоих авторов эти вопросы волнуют и в научном, и, судя по всему, в личном плане: все-таки столько лет там проработали. Возможно, многое можно было сделать иначе, искуснее. Однако Кремлю, сотрясаемому внутренним кризисом, было не до поиска альтернативных вариантов. Москва - если верить авторам - поставила крест не только на всей ГДР, но и на собственных там постпредствах, оказавшихся лишенными четкого представления о линии Горбачева-Шеварднадзе и необходимой поддержки Центра в решении возникавших вопросов. Рефреном у авторов проходит типичный для нашей германистики тезис о "сдаче ГДР", перемежающийся извечным русским "Кто виноват?".
Обе книжки ценны документальной, из первых рук, фактурой. Так что необязательно ждать, пока рассекретят архивы, чтобы узнать, как все было.