Агитмассовое искусство Советской России 1918-1932. Материалы и документы./Под ред. В.Толстого. Авторы-составители И.Бибикова, Н.Бабурина, Н.Левченко. В 2 тт. - М.: Искусство, 2002, 298 с., 246 с.
Рождение нового вида искусства, как правило, происходит незаметно для современников. Исключение составляет только искусство революционных эпох, когда само общество ждет от искусства, чтобы оно заговорило на новом, подходящем для нее языке.
В молодой Советской России искусство было одним из самых важных видов оружия, с помощью которого пролетариат разрушал старый и воздвигал новый мир. Все творческие силы были мобилизованы и направлены на создание такого художественного языка, который бы максимально полно отражал стремление к победе мировой революции.
Ноу-хау нового искусства изобреталось в кратчайшие сроки. На вооружение был взят уже проторенный путь к народному сердцу - агитация, родная сестра рекламного бизнеса. Простым языком власть диктовала своему народу, куда пойти и что делать. Для этой цели использовались и самые привычные глазу и уху простолюдина формы - площадной балаган, лубочная картинка, движущиеся картинки синематографа. Искусство стало оружием не только ближнего, но и дальнего действия. Чтобы пропагандировать революцию в массах, в глубинку отправлялись агитбригады, и их средства передвижения тоже не были политически нейтральными. Расписанные поверхности поездов, пароходов и аэростатов от своего имени призывали народ к борьбе за светлое будущее.
История агитационного искусства до сих пор оставалась, если и не засекреченной, то, во всяком случае, недоступной любопытствующей публике. Да и особого ажиотажа агитационное искусство в тех же самых массах прежде не вызывало. Вероятно потому, что плакаты и лозунги ассоциировались в первую очередь с общественно-политическим и социальным вопросами, но отнюдь не с творческим. Теперь же, когда реклама стала неустранимой частью нашей повседневной эстетики, на историю революционной агитки можно взглянуть иными глазами.
Подробному освещению этого культурно-политического феномена посвящен двухтомник "Агитмассовое искусство Советской России 1918-1932 гг. Материалы и документы", вышедший в свет в Издательском доме "Искусство". Адресован он прежде всего специалистам. Для них этот двухтомник наверняка станет настольной книгой. Будет он полезен и для тех, кого занимают ставшие уже классическими механизмы промоушна. Книга издана при поддержке Российской академии художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств, Федеральной архивной службы, архива кинофотодокументов и Российской государственной библиотеки.
Замечательно дизайнерское решение издания: две книги квадратного формата помещены в единую суперобложку. Один том облачен в кумачовый цвет и содержит документальные тексты: выдержки из протоколов заседаний комиссий ВЦИК, писем ЦК РКП(б) и народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского, газетных и журнальных публикаций того времени и прочее. Научно-аналитические статьи искусствоведов И.Бибиковой, Н.Бабурина и Н.Левченко подробнейшим образом комментируют представленные документы и явление агитмассового искусства в целом как доселе неизученную область художественного творчества.
Второй том выполнен в духе черного квадрата. В нем собран иллюстративный материал: фотографии, чертежи и репродукции. Все сгруппировано по тематическим разделам и снабжено короткими комментариями. Один из самых выразительных принадлежит Маяковскому: "Эти иллюстрации - не для графических украшений. Это - протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов".