0
1038

06.02.2003 00:00:00

Угроза "асимметричных угроз"

Тэги: россия, терроризм


Национальная и глобальная безопасность. Супертерроризм: новый вызов нового века. / Под общей редакцией А.В. Федорова. - М.: Права человека, 2002, 391 с.

Так получилось, что давно готовившийся очередной выпуск "Научных записок ПИР-Центра: национальная и глобальная безопасность" появился в свет вскоре после трагедии Норд-Оста. В свете октябрьских событий в Москве авторы исследования задаются тревожными вопросами. Один из них: могут ли чеченские или иные международные террористы осуществить теракт в отношении ядерного объекта на территории России? Очевидно, такую возможность исключить нельзя.

Еще в 1993 году Служба внешней разведки РФ обнародовала открытый доклад, в котором указывалось, что терроризм с применением оружия массового уничтожения (ОМУ) "превращается в актуальную проблему реальной политики, требующую всестороннего осмысления и выработки надежных контрмер". Семь лет спустя Национальный совет по разведке США сделал вывод о том, что в спектре угроз безопасности национальной территории США будут доминировать асимметричные угрозы независимо от того, исходят они от государства или от негосударственных игроков.

Возможность создавать "асимметричные угрозы" возникает по мере распространения новых технологий, а также созданных на их базе технических устройств, что позволяет сократить разрыв между сильным и слабым противником. В итоге, указывают авторы исследования, создается угроза асимметричных действий против развитых государств со стороны уступающего им по силе противника. Последний рассматривает террористические методы как эффективные и подчас единственно доступные инструменты достижения стратегических целей.

Разбирая возможные варианты использования ОМУ в террористических целях, авторы не исключают возможности "анонимного теракта, в том числе со стороны "страны-изгоя". Это может быть и непосредственное применение ОМУ, и диверсия против объектов ядерной энергетики, в том числе с использованием "нетрадиционных средств".

К специфическим особенностям, которые могут способствовать совершению подобных терактов в нашей стране, авторы книги относят то, что "еще недавно охрана многих военных объектов формировалась из числа военнослужащих - выходцев с Кавказа... многие кавказцы (в том числе чеченцы), проходившие когда-то службу на ядерных объектах, хорошо знакомы как с режимом охраны, так и со всевозможными лазейками, дающими возможность несанкционированного проникновения на эти объекты".

К наиболее доступным средствам супертерроризма специалисты относят химическое и биологическое оружие. И то и другое может попасть в руки экстремистов как от "нестабильных режимов", так и по причине возможных изъянов в системе охраны соответствующих объектов в той же России.

Касаясь правовой базы борьбы с терроризмом, авторы считают, что Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" не является совершенным документом. В нем, в частности, нет развернутого определения новых форм терроризма, не определены особенности противодействия им, борьбы с источниками финансирования терроризма и т.д.

Увы, в начале 1999 года (того года, когда, напомним, были взорваны дома в Москве, Буйнакске и Волгодонске) в правительстве РФ успешно "похоронили" проект Федеральной программы усиления борьбы с терроризмом. Он был разработан Советом безопасности РФ и предусматривал комплекс обширных мероприятий профилактического характера. Документ прошел согласования во всех инстанциях, но у Минфина на данную программу не нашлось средств...

Совсем иначе к делу подошли США. Там законы, делающие упор на профилактику и предотвращение терактов, подкреплены конкретным и полноценным финансированием по каждому из направлений работы силовых ведомств и спецслужб.

Слава Богу, что в России хотя бы находятся деньги для издания литературы на данную тему. Рецензируемая книга ценна тем, что в ней как подробно освещен мировой опыт борьбы с терроризмом (в частности, опубликованы основные международные документы в области борьбы с терроризмом), так и даны краткие характеристики 80 зарубежных террористических организаций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости