Юрий Лужков. Возобновление истории. Человечество в XXI веке и будущее России. - М.: Изд-во МГУ, 2002, 197 с.
Юрий Лужков - неутомимый рационализатор. Сначала он усовершенствовал пчелиный улей, потом - двигатель внутреннего сгорания, затем принялся за крупные социальные механизмы и с полгода назад обнародовал проект рационализации структуры государственного управления России. Логично было ожидать, что следующим объектом совершенствования станет макросистема планетарного формата. И эти ожидания оправдались: вчера мэр Москвы представил читающей публике свою новую книгу "Возобновление истории". Предмет исследования - стратегии и ресурсы выживания человеческой популяции ввиду таких неотвратимых угроз, как глобализация, исчерпание источников энергии, "столкновение цивилизаций", экологическая катастрофа, клонирование, автономное существование искусственного разума, бесконтрольное распространение нановирусов и др. Причины, вынудившие градоначальника обратиться к этой проблематике, легко поймет всякий, кто успел прочесть новую книгу Маргарет Тэтчер, в которой английский автор предлагает свои "Стратегии для меняющегося мира". Несмотря на высокую цену, эта претенциозная книга не дает читателю ничего нового. Тот же либеральный фундаментализм, та же апологетика свободной рыночной конкуренции - короче, все те "стратегии", которые и поставили человечество на грань самоуничтожения.
Как наглядно показывает наш мэр, это не личный интеллектуальный кризис баронессы Тэтчер - таково, увы, общее состояние умов в западном полушарии. "Пугающий вакуум сложножизненных ценностей" - так квалифицирует Лужков это состояние. "Новая западная стратегия "сброса" всемирных задач, "окукливания" и "приватизации будущего" породила, - отмечает мэр, - опасное разряжение пространства глобальных проектов мироустройства". Очевидно, что "разряженное" пространство кто-то должен заполнить. Именно это и делает Юрий Лужков.
Действует он, впрочем, не в одиночку. На первой же странице автор указывает: "сформировать собственное представление по многим проблемам" ему помогли размышления над работами И.Бентама, М.Вебера, Т.Гоббса, Г.Гроция, Д.Локка, Эразма Роттердамского, Ж.-Ж.Руссо, Э.Хоффера, А.Швейцера, К.Ясперса┘ Перечень, конечно, не полон. Очень заметно влияние И.Канта и О.Шпенглера, наверняка не обошлось без А.Шопенгауэра, Дж.Ст. Милля, Э.Фромма, Лао-цзы, Б.Рассела и кого-то из неоплатоников.
Переосмысливая классиков в свете нынешних задач, Юрий Лужков приходит к выводу: человечество стоит перед необходимостью "новой великой "революции сознания". Первое из неотложных дел - переоценка господствующей идеологемы прогресса, в основе которой лежат голый рационализм, фетишизация экономического роста, эскалация материальных запросов и т.п. Понятно, что дальше так жить нельзя. Игнорирование "макросоциальных целей", характерное для западного "общества потребления", все углубляет и углубляет раскол единого человечества, распад его на два враждебных мира. По наблюдениям московского мэра, "на уровне смысловых ценностных установок, религиозных и квазирелигиозных учений происходит взаимная "этическая аннигиляция" двух миров". Добром эта аннигиляция, ясное дело, не кончится.
Шкурный вопрос: как выживать в такой агрессивной среде нам, россиянам? И для читателей, и для автора книги это самый сложный вопрос. Элитам и народам Запада намного проще - им надо встать на путь самоограничения и помочь бедным странам стать богатыми. А что делать России? Стандартное мышление направляет нас на путь "догоняющего развития". В таком случае надо начинать чистить тротуары, чинить прохудившиеся теплотрассы и раздолбанные автобусы, укреплять ЖКХ и т.п. Но путь ли это? Во-первых, те страны, в которых все давно починено и укреплено, как раз и завели человечество в тупик. Во-вторых, если богатые народы одумаются и займутся самоограничением, то от нечего делать они могут почистить наши тротуары за нас.
В этой исторической сумятице Россия имеет возможность сделать более достойный выбор. Таковым Юрий Лужков считает захват "интеллектуального лидерства" в мире. "Возможно, что сегодня, - пишет он, - настал тот момент, когда российское общество должно объединиться и дать миру мысль о будущем и надежду на него". Думается, это неплохой план. Обычно у нас плохо с дорогами, а мысль-то всегда найдется.