Мишель Фуко. Интеллектуалы и власть. Часть 1. / Пер. с франц. С.Офертаса. - М.: Праксис, 2002, 382 с.
Этот сборник - своего рода учебник "фукианства": всякий концепт (то есть по-абеляровски - собранное), разрабатываемый в деталях в монографиях Фуко, представлен здесь экстрактом. Этакий бульонный кубик. Если ты умеешь варить суп - кинь кубик в кипящую жижу собственных эмоций и размышлений по поводу власти, добавь гущи из прочитанного прежде корпуса классиков, для пикантности вспомни Делеза, если трапеза уж совсем для гурмана, можно приправить его тем, что было написано "по следам Фуко" из каких-нибудь леваков западных. И вот он - beautiful soup для отечественного интеллектуала.
Статья "Безумие и общество" (1970) - это очень сжатый пересказ монографии "История безумия в классическую эпоху". Речь в ней идет о месте и роли безумца в современном мире. И о способах исключения безумца из практик воспроизводства жизни. А вот беседа Фуко с маоистами о народном правосудии (1972) - это в какой-то мере комментарий к "Надзирать и наказывать". Здесь опять же встает вопрос о том, как власть осуществляет себя через судебные органы и систему наказаний.
Беседа Фуко с Делезом - чрезвычайно занимательный┘ нет, не текст даже, а вот что - дискурс! С одной стороны - игра, с другой - теория, с третьей - практика┘ Много сторон, а сам кристалл называется "современная западная философия", ибо ничего более современного и ничего более философского в нынешних условиях интеллектуальной традиции, идущей от эллинов, породить пока не удалось.
"О природе человека" Фуко спорит с Хомским. Жанр интеллектуального телешоу, так раскритикованный Бурдье┘ Два гения нового революционного порыва в цитадели реформизма. Это даже забавно: "некая разновидность вопроса о теле (tele- ?) и духе" в формате теледискуссии. Вопрос о детерминациях и аналитической способности суждения в тесных рамках вопросов, навязываемых "интеллектуалом среди журналистов" Элдерсом. Тон задает Хомский, Фуко скорее принимает подачи. Иногда лениво. А может, дело тут все-таки в языке? Ведь Фуко высказывается по-французски, но беседа идет на английском.
"Политика - это продолжение войны другими средствами" - эскиз о кризисе, снова о власти и о безответственных журналистах, измусоливших слово "кризис"┘ "Смерть отца" (1975) - это спор о том, наступит ли "коммунизм с неизбежностью законов природы". Тема интервью, названного здесь "Власть и тело" (1975), как несложно догадаться, тоже вращается вокруг проблем, поставленных в "Надзирать и наказывать", в "Истории безумия". Отчасти тех же проблем касается и интервью, названное "Ответы философа". К темам "Надзирать и наказывать" так или иначе обращают "Око власти", "Власть и стратегии", "Дисциплинарное общество в кризисе".
Попытка кратко резюмировать "Что такое просвещение?", а заодно уж и "Политтехнологию индивидов" заведомо обречена на провал. Ибо это, пожалуй, своего рода "программные" статьи, ставящие вопрос о том, что же такое современность, что такое современная власть и каково место человека в современном мире. Существует ли субъект и возможно ли индивида почитать субъектом, то бишь подданным, подчиняющимся, а значит, потворствующим воспроизводству власти и несправедливости?
"Власть и знание" (1977) - беседа Фуко с японцем Хашуми. Здесь, разумеется, тоже можно отыскать массу отсылок к уже написанному и еще нет. Но, кажется, именно в этой беседе Фуко раскрывается как нигде. Он комментирует себя и дает оценки тому, как его перетолковывают (часто вовсе бестолково) на все лады. Фуко пытается расставить все точки над i в "трактатах о Фуко", развенчать миф о Фуко-структуралисте. И не только.
Конечно, в этих текстах можно найти аппликации из "Слов и вещей", из "Археологии знания", из всех томов "Истории сексуальности", из других работ Фуко. Но зачем? Зачем что-то с чем-то сливать, к чему-то сводить? Фуко целен и разнообразен. Даже в кратких интервью и односложных пасах оппонентам. Может быть, его тексты уже немножко старомодны и несовременны? Чушь. Есть новые проблемы, но все эти проблемы сводятся к проблеме власти. И в качестве инструмента для их разрешения вполне подходят теоретические наработки Фуко. Надо только пользоваться уметь. Практически.