Пока на лобном месте - на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров - интеллигенты насмерть бьются с интеллектуалами, на арену незаметно, а потому неотвратимо и властно выходит новая фигура - культурал. Его котировки неизменно растут, равно как символический и реальный капитал.
Интеллектуал достаточно долго исполнял роль опекуна, но сегодня, кажется, оставил без присмотра публику, которая, следуя сценарию Канта, "почти неизбежно┘ сама себя просветит, если предоставить ей свободу". Сама себя просвещая, публика попутно выдвигает из своих рядов тех, кто особенно в этом преуспел - культуралов. Патернализму, питающемуся доверием к науке, противопоставляется интонация человека своего круга, "своего парня". Он свой без презрения к немыслящим, он не предлагает знать, а предлагает выбирать из трех вариантов, он бодр, экспрессивен и внятен, назидание заменил развлечением, а воспитание информацией. Этой внешней стороне дела соответствует внутренняя. Культурал имеет узнаваемое лицо, лицо персонифицированное, лицо ведущего. Массам не остается ничего иного, как следовать за ним. Не думая. Эзотеризму мира, в который звал или от имени которого говорит интеллектуал, противопоставлен мир наглядных аналогий, доступных примеров, подымающая самооценку зрителя простота мыслей. Культурал просвещает массы, он и есть современная форма Просвещения, с тем, однако, дополнительным - рентгеновским - смыслом, который дает ясную картину внутреннего состояния, однако же ему и вредит.
Культурал - фигура, которая формируется на наших глазах. Она вызвана к жизни тем обстоятельством, что современный мыслитель, желающий иметь сцену своего выступления, должен использовать массмедийные стратегии привлечения внимания. Он, как верно заметил переводчик и историк французской философии ХХ века Сергей Фокин, "чего только не делает, чтобы быть при власти┘ он есть одомашненный, прирученный интеллектуал, интеллектуал при власти". Культурал - производное системы, сети, команды, информационного общества.
Интеллигентность в советскую эпоху была субститутом аристократизма, так как для того, чтобы стать интеллигентом, им нужно было родиться (получить высшее образование в двух поколениях). Интеллектуалом, напротив, по наследству не становятся, свои идеи он должен доказывать сам, порой собственной жизнью (как Дрие ла Рошель или наш Александр Богданов, пошедший по стопам Ламетри). В культуралы же "выходит" тот, кто подписывается под чем угодно, лишь бы вызвать интерес у теле- или аудиоаудитории; его конечная цель - массмедиизация, популярность, обретение власти. Хотя открыто называть себя культуралом никто пока не решается, так как массмедийное тело с необходимостью предполагает симуляцию и ангажированность, окончательно прощаясь с образом интеллектуала, этого бунтаря-одиночки и аристократа в одном лице.
Редактор парижского журнала "Эспри" Оливье Монгэн пишет: "Те, у кого есть время для наблюдения мутаций общественной жизни, заметят, что изменения произошли уже несколько лет назад и что интеллектуальной сцены, которая долгое время характеризовалась фигурой великого писателя, больше не существует, ее заместил мир "культуралов". Это сложный фрагментированный мир, с групповым обособлением; там есть киношники, вышедшие из Новой волны, театральные люди, люди искусства (патронируемые меценатами, государством, музеями), профессионалы культуры, университетская публика, способная выйти за рамки своих программ, и несколько редких одиноких или осве(я)щенных прессой интеллектуалов. Эти участники "культурной буллы" игнорируют границы правого и левого, так же, как для формирования новой номенклатуры упразднили границы между художниками и политиками, последние, скрытые от древнего посредничества, имеют отношение к обществу только через телевидение и "медиальное" управление. Это категории в равной степени государственные и политические".
Косвенным подтверждением внедрения массмедийных, а здесь уместно сказать - и культуральных, стратегий можно считать стремление к визуализации вербального сообщения в области гуманитарных наук. Сегодня на международных симпозиумах и конференциях все чаще используют кальки, постеры, рисунки, схемы, которые иллюстрируют основные тезисы доклада, ключевые выражения на языке оригинала и т.д. Постеризация мысли - новация времени, напоминающая лозунг первой академии.