0
1353

24.10.2002 00:00:00

Святая сволочь термидора

Тэги: термидор, революция


Термидор. Статьи 1992-2001 гг. - М.: Модест Колеров & Три квадрата, 2002, 144 с.

Независимо от того, каковы авторы (их пятеро: Кирилл Кобрин, Модест Колеров, Николай Плотников, Павел Черноморский, Дмитрий Шушарин), их тема - заявленная в заголовке и предисловии составителя, а не раскрытая в сборнике - необыкновенно талантлива: советский, иначе постсоветский термидор и его носители-агенты, те, на чьи плечи всей своей тяжестью ложатся те положительные задачи, которые должен выполнить этот необходимый период в истории развития страны. Рассмотрение этой темы способно пролить свет на многие загадки и темноты нашей прошлой и настоящей жизни. Тем более что у авторов в этом плане были неглупые предшественники, чьи идеи было бы контрпродуктивно игнорировать: одного из них называет и цитирует в предисловии г-н Колеров - это Владимир Ульянов-Ленин. Другой, для кого проблема советского термидора стала ключевой в его позднем творчестве, почему-то обойден вниманием, это Лев Троцкий. В своих хитах "Сталин" и "Преданная революция" он посвятил ей, может быть, самые проникновенные из написанных им об СССР страниц.

Суть проблемы термидора состоит в уяснении того, что происходит после революции: "Каждая революция до сих пор вызывала после себя реакцию или даже контрреволюцию, которая, правда, никогда не отбрасывала нацию полностью назад, к исходному пункту, но всегда отнимала у народа львиную долю его завоеваний, - отмечал Троцкий во второй из названных работ. - Жертвой первой же реакционной волны являются, по общему правилу, пионеры-инициаторы, зачинщики, которые стояли во главе масс в настоящий период; наоборот, на первое место выдвигались люди второго плана в союзе со вчерашними врагами революции. Под драматическими дуэлями "корифеев" на открытой политической сцене происходили сдвиги в отношениях между классами и, что не менее важно, глубокие изменения в психологии вчера еще революционных масс". Если я не ошибаюсь, именно эту "перемену лица" российского общественно-политического процесса после окончания ельцинской революции 90-х гг. и с началом путинского термидора стремились, по большому счету, зафиксировать и проследить - с ее "идейной" стороны - авторы рецензируемого сборника. Другое дело, что подобный подход даже не приближается к сущности термидора, не говоря уже о том, чтобы ее исчерпать: сущность термидора в тех двух разных его вариантах, которые знала отечественная история в ХХ веке, сталинском и путинском, заключалась в попытке вернуть российский социум к решению все еще недоконченных задач модернизации и использовать государство в качестве главного инструмента таковой. Но для такого разговора книга не может послужить даже отправным пунктом: это измерение термидора осталось вне поля зрения авторов.

Чем талантливее является тема исследования, тем осторожнее нужно быть обращающимся к ней авторам, осторожнее уже в ее именовании. Назвать книжку о термидоре "Термидор" - это все равно, что назвать книгу о любви - "Любовь": мало того, что это звучит, как штамп, это ставит автора/авторов такой книги на ту грань, за которой они могут показаться смешными. Из авторов рецензируемого сборника отнюдь не всем удается благополучно избежать проистекающих отсюда содержательных, стилевых и пр. опасностей. Например, Дмитрий Шушарин в помещенной первой статье "discipula vitae", - отважно взяв в качестве эпиграфа слова Иосифа Бродского: "Талант, в принципе, в истории не нуждается", - в дальнейшем последовательно подменяет анализ выдвижением разного рода сомнительных аксиом, неочевидных постулатов и хромых на одну ногу дефиниций, перекрывая все хиатусы изложения не вполне уместным учительным пафосом. Немного комичные и, безусловно, излишние хлопоты г-на Шушарина о "возвращении России в историю", о "превращении русской нации в нацию историческую" могли быть спровоцированы только одним: его стремлением совместить несовместимое - живую становящуюся жизнь и собственные, взятые прямо из головы, аксиомы, постулаты и дефиниции. Написанная в очерковой шестидесятнической манере статья Кирилла Кобрина "Культурная революция в провинции" в этом контексте интересна только своей концовкой: "Эпоха революций завершена. Масса уже вполне готова к формовке".

Статья Николая Плотникова "Философия для внутреннего употребления" обнаруживает полемические намерения автора, но его философские интенции оставляет в тени. Так, я вполне могу понять, хотя и не разделить, его намерение предать беспечальному погребению русскую религиозную философию, отвести ей последний приют "в образованных кружках набожных пенсионеров, твердо уверенных в непостижимости русской души". Для меня несомненно, что ни в чем таком г-н Плотников не уверен и что ему хорошо известно, кому именно Иисус уготовил участь хоронить своих мертвецов. Но в чем философский смысл этого благородного начинания г-на Плотникова? Ведь не в том же только, чтобы исключить "историю русской философии" из числа дисциплин, преподаваемых в РГГУ? Смысл этот, вероятно, состоит в провозглашении г-ном Плотниковым применительно к "истории русской философии" боевого лозунга: "Герменевтическая рефлексия или смерть!". Иначе говоря, в устранении инакомыслящих, работающих в этой сфере, тех, кто думает иначе, чем просвещенный и современный г-н Плотников. Это - благородно.

Собственно говоря, по делу, по существу вопроса высказываются в сборнике только Модест Колеров в статье "Смерть политического" и Павел Черноморский в статье "Когда наступит жерминаль: в ожидании новой русской левой". Самым позитивным моментом в первой из названных работ мне представляется ее недозированная критичность, не оставляющая камня на камне от ублюдочного "консенсуса" нынешних политических элит, от мифологем отечественных СМИ, от существующей только в умах менеджеров от "партстроительства" и составителей всяческих программ российской "партийной системы". Позиция г-на Колерова является своего рода инверсией известной позиции Марка Твена: слухи о смерти политики и политических институтов в России преуменьшены. Говоря как бы от имени "более серьезных людей", тех, кто "формирует политические и экономические решения, строит свой бизнес на развитии политических институтов", автор находит слова исторического понимания для путинского режима, для путинского термидора. Правда, рецепты лечения больного российского общества, все более лишающегося плацебо в виде политики, годятся не только не для всех, а совсем даже для немногих: "Не церковная лояльность, а капитализм, не этническая археология, а ответственная свобода - вот настоящая, требующая серьезного, не риторического человеческого самоопределения среда, в которой только и может родиться современная "русская национальность". Элегантность его составительского стиля заключается еще и в том, что в полном противоречии с этими своими установками он дальше поместил статью т-ща Черноморского, пребывающего в ситуации "ожидания Годо", - автохтонного, хотя и получившего инициацию на Западе левого движения.

В заключение строфа Огюста Барбье о революционерах - соответственно о контрреволюционерах, откуда я заимствовал идею названия данного отклика: "Та чернь великая и сволочь та святая/ К бессмертию неслась./ А те господчики, боясь громов и блеску/ И слыша грозный рев,/ Дрожали где-нибудь вдали, за занавеской,/ На корточки присев". Сейчас для них настало время встать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1776
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3750
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2806
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2288

Другие новости