Поль Вирилио. Информационная бомба. Стратегия обмана. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2002, 192 с.
Ну вот. И до нас докатилась волна антиглобализма. Это означает прежде всего, что нас все очевиднее поглощает система Нового мирового порядка, которому антиглобализм и противостоит. А как же иначе: Земля-то наша - шар, и не отвертеться нам, не увернуться┘ Безнациональная постсовременность прозрачного "мира без границ" наступает.
Чем сегодня отличаются глобалисты от антиглобалистов? Первые уверяют в возможности светлого будущего, в победе над мировым злом и во всеобщем благоденствии в "демократическом" мире без границ. Вторые проникнуты апокалиптическими настроениями, предчувствием конца Истории и конца света. Гибнет планета и ее природа, гибнет культура, гибнет сам человек, замещаемый клонами и технологическими протезами, на создание которых работает постиндустрия. Наконец, визуальными образами вытесняется слово, которое "в начале было".
Хвала Аллаху, что антиглобализм, проникший к нам, это, так сказать, интеллектуальные сливки данного продукта: то Хомский вышел (да и не один!), теперь появились работы Вирилио.
Если первое имя в наших пределах более или менее на слуху, то второе до недавних пор было знакомо лишь немногим продвинутым интеллектуалам да политическим активистам. И ассоциируется скорее не с политической деятельностью и правозащитной активностью, а с философской мыслью постмодерна и "дромологией". В своем же отечестве Вирилио - персонаж небезызвестный. Притом сначала он стал известен как архитектор и архитектурный критик, затем как правозащитник и уже потом реализовался как философ и социальный критик. Избранный профессором студентами во время волнений 68-го года, он имел и сам богатую школу студенчества: сначала в Ecole des Metiers d'Art в Париже, потом, обратившийся в христианство в 50-м г., учился феноменологии у Мерло-Понти, да и вообще чему-нибудь и как-нибудь, но учился он всегда. Возможно, именно занятия архитектурой предопределили особое видение тех проблем, которыми занимался Вирилио, хотя занимали они не его одного. Близкое знакомство с пространством на практике позволило ему сделать геополитическое пространство объектом исследования. Распространение власти на просторах нашей планеты, распространение информации в эфире, соотношение пространства и времени (помните, как из двух этих величин вычислить скорость? - а именно она является очень важным для Вирилио параметром измерения современности) становятся теми явлениями, которые Вирилио пристально рассматривает и описывает.
"Информационная бомба" - коллаж из заметок на насущные темы, экскурс в историю минувшего XX века: историю социальную, политическую, экономическую, культурную, историю науки, историю войн, стекшуюся в историю человечества, неотвратимо приближающегося к гибели. Своими техническими достижениями и электронными протезами, создаваемыми изначально в рамках стратегических программ и явившихся его побочным и удешевленным продуктом, человек сам себя вытесняет из собственной сферы обитания. Глобализация означает тотальную капитализацию. Основным принципом работы капитала является достижение прибыли - прибыли любыми средствами.
Однако человек измеряется не только в долларовом эквиваленте. Поэтому все, что не пересчитывается на звонкую монету, должно быть изжито. Для этого человек лишается приватности, зачастую добровольно. Новый тип культуры - догматично-тоталитарный - диктует человеку стремление сделать свою жизнь прозрачной для других. Он впускает в свое частное пространство "виртуальное сообщество", технологичное, приходящее через мониторы и вэб-камеры, которое замещает реальное общение с живыми людьми.
В новом обществе сливаются порнография и искусство, война и наука, коммерция и биология. В нем идет постоянная борьба. Но новая война отличается от всех войн прошлого. Ибо это война всех со всеми, война в бесконечном и безграничном байтовом пространстве с невидимым (а может, и несуществующим?) противником. Уже разработано новое оружие - "информационная бомба", "способная уничтожить спокойствие наций с помощью интерактивной информации".
"Стратегия обмана", вышедшая в 1999 г. является откликом за натовские бомбардировки в Югославии. Происходившее на Балканах Вирилио называет "глобалистическим путчем". Этот переворот позволил легитимировать вмешательство "передовых" государств и международных институций во внутренние дела суверенных государственных субъектов. Таким образом был узаконен Новый мировой порядок. То, что произошло в Косово в 1999 году, положило "незаконное начало долгосрочному процессу распада наций", размывания границ и утверждения вездесущей, всевидящей новой власти.
Новый мировой порядок сродни тоталитаризму, даже фашизму. Право на вмешательство во внутренние дела "второстепенных" на геополитической сцене государств Вирилио представляется чуть ли не "новой евгеникой". Но приходящий фашизм, пожалуй, еще похуже того, который нам известен. Ибо он обусловливает свое право на вмешательство, апеллируя к "общечеловеческим ценностям".
Итак, что же хочет сказать автор? Что в современном мире скорость заменяет жизнь. Что стремительно разогнавшаяся Земля мчится к гибели. Но бедный Вирилио, обличающий скорость мира, оказался сам вовлеченным в его механизмы: стремясь высказаться понемногу обо всем, он пытается поспеть запечатлеть каждое хоть сколько-нибудь заметное лицо, событие или пункт. Кеннеди, открытие Северного полюса, Звездный городок┘ Текст становится чехардой аргументов, констатаций, фактов, событий, мест, лиц. Чем подтверждается утверждение Нового мирового порядка и быстротечности сущего┘