Зенько Ю.М. Психология и религия. - СПб.: Алетейя, 2002, 383 с.
В конце 1980-х автору этих строк довелось познакомиться со старейшиной историков психологии - Еленой Александровной Будиловой. Она много занималась материалистическим направлением в отечественной психологии - в силу политических обстоятельств. В разговоре она с сожалением упомянула о том, что до сих пор никто не занимался историей той психологии, которая преподавалась в духовных училищах. Сама Елена Александровна в то время такую работу уже делать не могла. Но она надеялась, что после перестройки подобного рода исследования не замедлят появиться. И будь она жива сейчас, она с интересом бы открыла книгу Зенько. Что же она бы там увидела?
Первая глава книги действительно имеет прямое отношение к истории. В ней приводится обширная библиография работ, написанных вне материалистической традиции, за два века - с 1724 по 1925 г. Расположены работы в хронологическом порядке и, как правило, аннотированы. Эта глава - хорошее подспорье для историка. Мешает же в ней односторонняя позиция автора, который утверждает, что только та психология, которая называла себя "наукой о душе", и была "нормальной" (sic!). Главе не хватает непредвзятого анализа дискуссии между "материалистической" и "идеалистической" психологиями. Без знания аргументов спорящих сторон читателю ничего не остается, как верить на слово автору, что психология, изучающая душу, заведомо лучше той, которая творится в лабораториях.
Последующие три главы книги посвящены взглядам современных психологов на органы чувств, феномен схемы тела и психические состояния, включая религиозные чувствования, сны и измененные состояния сознания. В таком переходе от истории к современности самом по себе беды нет - в конечном счете читателя больше интересует день сегодняшний. Однако дальнейшее чтение не вполне оправдывает ожидания. Автор смешивает цели исследования и назидания, слишком часто оставляя позицию исследователя и занимая кафедру проповедника. К сожалению, его морализаторство подчас основано на сомнительных данных и стереотипах. Так, ему и "без специальных психологических исследований видно", что российские подростки занимаются "аутентичными формами секса" меньше американских или что "русское отношение к природе┘ мало напоминает западную и американскую "экологию". Обрушиваясь на наркотики, автор расширяет их список почти до бесконечности, включая сюда и телесериалы - в том числе невинный советский "Кабачок "Тринадцать стульев", - и шоколад, и кофе. Если верить автору, оказывается, что даже Великая Французская революция произошла из-за неумеренного потребления кофе!
Конечно, трудно не согласиться с пожеланием автора "создавать психологию с человеческим лицом и человеческой душой", как и не разделить опасений, что реклама формирует человека-потребителя, а плохие привычки могут перерасти в наркозависимость. Но неизвестно ли нам все это и без книги Зенько?