Александр Владимиров. Кумран и Христос. - М.: Беловодье, 2002, 767 с.
С тех пор, как в пещерах близ Мертвого Моря были найдены древние свитки, прошло более полувека, но многочисленные исследователи так и не сумели ответить на главный вопрос: чем для истории иудаизма и христианства являлись кумраниты и их духовный лидер, Учитель Праведности? Не смотря на то что академическая литература сторонится крайних оценок, уклон, куда движутся кумранские исследования, настораживает. Литература о Кумране полна споров и взаимных обвинений, а в последних публикациях просматривается стремление использовать эпохальное открытие в межконфессиональной борьбе против христианства. Опираясь на факт существования в Кумране идей, считавшихся до сих пор сугубо христианскими, большинство кумранистов склоняются к мысли, что основателем христианства был не Христос, а другой "Учитель". Кумранистика пошла по пути доказательства существования корней христианства задолго до времени евангельского Христа, что дало повод считать его мифологической фигурой, а христианство - "ересью", рожденной в недрах иудаизма, в процессе эволюции сектантских начинаний, которыми бурлила в преддверии Новой Эры Иудея.
Александр Владимиров пошел по иному пути. Опираясь, с одной стороны, на общепризнанные кумрано-христианские совпадения, а с другой - на свидетельства о назарее-пророческих древнееврейских течениях, он ясно показал отличие идеологии Кумранской общины от иудаизма того времени. Сопоставляя доктрину Учителя Праведности и новозаветное учение Иисуса Христа, автор проделал немалую работу, подвергнув анализу громадное количество разнообразных источников и существенно расширив их круг, не побоявшись привлечь тексты, которые далеко не всегда принято приводить в исследованиях академического характера. Цитаты из восточных священных книг, эзотерических учений, трудов Блаватской и Рерихов, используемые прочими исследователями либо в целях тенденциозной критики, либо эмоциональной апологетики, приводятся Владимировым как исторические источники. Он рассматривает их под другим углом зрения, черпая в них сведения, обладающие важным познавательным содержанием. В результате Владимиров пришел к сенсационному решению: отождествить кумранского Учителя Праведности и Иисуса Христа, а евангельские события перенести на 100 лет назад. Это рискованно: можно навлечь на себя и гнев богословов, и обвинения кумранистов в претенциозности и подтасовке. Но в предисловии сказано, что цель автора - не разрушать традиционные представления о Христе, а расширить знания о земной Его судьбе. То, что сроки отличаются от общепринятых церковных канонов, не значит, что он хочет поколебать нравственный смысл Евангелия: "его значение непреходяще, любые уточнения покажутся незаметными", если соизмерить их с миром Христа.
Сенсации на этом не оканчиваются. Хрестоматийные события жизни Иисуса - тайна рождения, бегство в Египет, обстоятельства казни - в книге представляются в новом свете. Мириам, племянница одного из первосвященников Иерусалимского храма, была оклеветана, и муж покинул ее, оставив сына сиротой еще в материнской утробе. После рождения сын Мириам считался незаконным, именно поэтому ей пришлось бежать из Иудеи. По возвращении из Египта Иисусу было 30 лет, и он приобрел необыкновенную популярность как пророк и чудотворец, но ему вновь помешала старая клевета. Он должен был уйти - на этот раз на Восток, в Индию, в Гималаи. Когда ему было около 40 лет, он появился в Кумранской общине, в 42 года он принял крещение от Иоанна Крестителя. В 47 лет Учитель Праведности, Иисус Христос, покинул "душное пространство Кумранской общины". Дальнейшие его трехлетние хождения известны по Евангелиям (территория, на которую почти не ступает автор). Зато обстоятельства казни подаются иначе: утверждается, что Иисус был казнен не в Иерусалиме, а в расположенном неподалеку городе Лидда. Как полагает автор, этот город был центром иудаизма того времени. Христос не был распят на кресте, а привязан к дереву - по обычаю, заведенному в Иудее издревле, и это сделали его собственные соотечественники-недоброжелатели. Римские легионеры не могли участвовать в его казни, потому что она произошла до завоевания Иудеи... И еще много разных подробностей, не всегда напрямую относящихся к заявленной в названии теме, но весьма любопытных.
Можно подумать, что перед нами работа в модном сегодня жанре "альтернативной истории", но скорее она ближе к классическому историческому исследованию, снабженному обширным научным аппаратом, приложениями, содержащими перевод некоторых кумранских текстов, указателем цитат ветхозаветных, новозаветных, апокрифических книг и кумранских свитков, именным и предметно-терминологическим указателем. Не указаны только рецензенты из академической среды, их просто нет (пока?). В конце помещены несколько фотографий видов раскопок Кумрана и фрагментов свитков.