Ноам Хомский. Прибыль на людях. Неолиберализм и мировой порядок. Перевод с английского Б.М. Скуратова. - М.: Праксис, 2002, 256 с.
Не секрет, что у практикующих политическую риторику интеллектуалов время от времени случаются вспышки, а то и эпидемии болезни левизны? Конечно, для обострения любой заразы должны возникнуть условия, благоприятные для распространения вызывающего ее вируса. Условиями распространения доктринальных политических вирусов является уровень социально-экономического состояния общества. Чем сильнее обострение конфликта "низов" и "верхов", тем вероятнее опасность распространения левых идей. Политические декларации Хомского - своеобразная пробирка левизны. Если посыпать из нее в нужное время и в нужном месте, можно такую эпидемию учинить! Но бациллы вируса не только вызывают заболевание, часто они могут составлять основу для сыворотки, прививающей иммунитет к заразе. Надо только грамотно и аккуратно содержимым воспользоваться.
Идеи Хомского чрезвычайно заразительны. Потрясающе убедительные, просто захватывающие тексты. Ненавязчиво завлекающие в поле своей идеологии. Изобилие фактов, аналитика, исторические аналогии, цитаты из секретных и официальных документов. Конечно, порой заметны передергивания, но куда уж без них в манифестах? "Прибыль на людях" - это именно манифест, собранный мозаикой разных статей под одним названием. Это - текст-калейдоскоп, разворачивающий в каждой статье-главе противоречия неолиберализма, пагубу торгового глобализма.
Мировой порядок, как он видится Хомскому, это порядок "сильных", берущих на себя решение - кому и как жить в мире. Эти решения соответствуют их желаниям и их интересам. Они определяют какую систему считать демократической, а какую нет. Что "выгодно" и "правильно", а что нет. И выводы зависят только от перспективы соблюдения корпоративных интересов крупных капиталистов. Любопытно, почему никто не сопротивляется? А потому, что действует принцип "согласия управляемых", без которого невозможно государство как таковое. Чтобы народ в политику с экономикой особо не совался, его надо уверить, что он живет именно так, как хотел бы жить. Что он сам правильные решения принял, избрал того, кого надо, проект поддержал тот, который надо было поддержать. Ну и что, что жить стало тяжелее - все это было прогнозируемо. И если б не поддержали, было б еще хуже┘
И верно - было б. Потому как, если б власть имущим не удалось "внушить народу доктрину, согласно которой богатые должны грабить бедных", они б могли их не только ограбить - деликатно и с реверансами, но и убить, учинив террор по поводу, скажем, нарушения прав человека, демократических принципов или правил свободной торговли.
Этот принцип очень удобен и широко используем властями предержащими, при том не только во внутренней политике, но и при освоении зарубежных рынков. Правительства заключают сделки за спинами своих народов, подписывая тайные соглашения, выгодные состоятельному меньшинству. Их обнародование вызвало бы бурю. И "сильные мира сего" держат друг друга на крючке, принимая участие в создании подобных, совсем уж нелегитимных соглашений.
Но народ должен "бдить", резюмирует Хомский, и не дать себя одурачить алчным капиталистам. Обманутое большинство должно само встать на защиту собственных интересов. "Инициатива, идущая снизу, даже при чрезвычайно неблагоприятных обстоятельствах" играет роль "абсолютного оружия" в борьбе за всеобщие интересы. Но, чтобы оружие стало "абсолютным", оно должно быть разумно направляемо в самое чувствилище капиталистической гидры. Кто направит? Ну, наверное, "свободные и ответственные" левые интеллектуалы. Но только где ж узнать, насколько абсолютны их чистота и бескорыстие? Вдруг у кого-то не хватит ответственности, чтобы свободу свою измерить и обуздать? Какой тогда в мире порядок будет?