- Профессор Рорти, какова, на ваш взгляд, роль интеллектуала и рационального знания в современном обществе? Не считаете ли вы, что философия закончилась?
- Я не думаю, что философия когда-нибудь закончится. Ведь под философией мы понимаем обсуждение таких вопросов, которые не являются прерогативой какой-либо экспертной сферы, вопросов, на которые многие не имеют ответа и нет единого метода для их прояснения. И до тех пор, пока культура меняется, всегда будет потребность ответить на эти вопросы и всегда будет существовать философия. Но на Западе философия имеет и более узкое значение - это что-то вроде метафизики. То есть иметь философский взгляд - это исходить из единственно истинного контекста, в который все может быть помещено. И мне кажется, что в конечном итоге западные интеллектуалы отказываются от понятия подобного единого контекста. И в этом смысле философия, возможно, отходит в прошлое. Но если понимать философию иначе, то такая философия не может быть завершена.
- В своем докладе вы говорили о подъеме литературной культуры. Что вы понимаете под этим словосочетанием - "литературная культура"?
- Это то, как современные интеллектуалы в отличие от своих предшественников-философов читают романы и думают, какого рода личностями они являются и какого рода личностями они хотели бы быть. Это то, как они читают научную фантастику и разного рода утопии в отличие от своих предшественников, размышлявших об общественной природе и о том, в какого рода обществе они хотели бы жить. Таким образом, роль фантазийного нарратива становится все более и более значимой.
- Не считаете ли вы, что положение человека, который осознает ограниченность своего знания и ограниченность частной истины, трагично?
- Я думаю, нет. Представление о том, что можно избежать истории, обнаружив для себя нечто универсальное, - это была интересная идея. Но в реальности она себя не оправдала. И то, что она не сработала, - это не трагедия.
- Есть ли разница между человеком читающим и человеком литературным? Скажем, архитекторы, художники - они тоже относятся к литературной культуре?
- Многие из нас читают, не творя. И только некоторые одаренные люди действительно нечто создают. Но к литературной культуре - как я использую это понятие - главным образом относятся люди читающие, а не творящие.
- Большинство современных людей принадлежат к литературной культуре?
- Не все люди, а интеллектуалы. Я не пытался обсуждать изменения в том, как люди вообще думают. Меня интересует, как изменяются литературные вкусы интеллектуалов.
- Какова может быть форма коммуникации между людьми, не претендующими не единоличную истину, и какова форма политического устройства при таком мировоззрении?
- Изменения в интеллектуальной сфере не имеют прямого отношения к политике. Сегодня каждый из нас хотел бы жить при конституционной демократии, в правовом обществе. Но разница между религией, метафизикой и литературой никак не влияет на потребность в конституционной демократии и на возможность ее достижения.
- Думаете ли вы, что современный интеллектуал должен быть толерантным?
- Все должны быть толерантными.
- Должны ли люди защищать свои взгляды - несмотря на то, что они осознают частность своей позиции?
- Когда религиозные войны в Европе закончились, люди стали осознавать, что общество может объединять людей с множеством разных религиозных убеждений. Постепенно становится очевидно, что может быть общество с множеством разных философских течений. И в конце концов становится ясно, что можно создать общество с различиями во всем, что угодно. Единственное, что необходимо, - это договориться о процедуре, например, выборов правительства или создания законов и так далее. И когда эти изменения достигли интеллектуальной сферы, граждане демократического общества стали более терпимыми относительно различий. Но между этими двумя процессами не было прямой связи.