Александр Койре. От замкнутого мира к бесконечной Вселенной. - М.: Логос, 2001, 288 с.
"От замкнутого мира к бесконечной Вселенной" - расширенная версия лекции, прочитанной Александром Койре в Институте истории медицины Джона Хопкинса в декабре 1953 года. И полвека спустя она не утратила ни своего литературного обаяния, ни своей научной и философской значимости - согласитесь, редкая судьба!
Это книга о том, как идея бесконечности из теологии перешла в науку Нового времени, определив тем самым на века судьбу не только науки, но и мировой культуры в целом. Эпоху, которую в нашей историко-научной литературе чаще называют "эпохой великих научных революций", Койре рассматривает как период гигантского кризиса "европейского сознания", охвативший XVII и XVIII века.
А все началось с того, что кардинал Николай из Кузы, последний великий мыслитель Средневековья и первый великий мыслитель Возрождения, разрушил древний и совершенный Космос. Взрыв был произведен в самых благочестивых намерениях: кардинал хотел научить "ученое незнание", рассуждающее о Боге и Его творении, говорить на языке бесконечности. Бесконечность несовместима с представлениями о мироздании, ограниченном небесными сферами. И хотя "бесконечность" оставалась характеристикой Бога, а мир Кузанца был только "беспредельным", главное было сделано: схоластическая картина мира утратила свои незыблемые контуры.
Затем Николай Коперник поменял местами Солнце и Землю, но его Мир, хотя и безмерно громаден, все же был конечен - окружен сферой неподвижных звезд. Решительный шаг был сделан Джордано Бруно, который отверг существование неподвижной границы мира. Живая, вечно изменчивая Вселенная Ноланца бесконечно разнообразна, а ее пространство бесконечно протяженно. В нем нуждается Бог, чтобы разместить в нем бесконечный мир.
Кеплер возразил: в бесконечном мире Бруно невозможны порядок и гармония. Бесконечное количество звезд в совокупности - бесконечная звезда, т.е. бесконечное тело, обладающее тремя измерениями, что противоречиво. Но и бесконечное пустое пространство - абсурд, ибо пространство производно от тел, находящихся в нем. Галилей также явно не сформулировал идею бесконечности пространства. Этого не сделал и Декарт. Вслед за Кузанцем Декарт полагал, что бесконечность принадлежит Богу, материя лишь беспредельна. Однако современники усмотрели в этом "псевдоразличении" уловку с целью ублажить церковников - не более того. Пространство есть некий орган, утверждал кембриджский философ Генри Мор, посредством которого Бог творит и поддерживает в существовании Мир.
Ту же роль пространство играет и у Исаака Ньютона. Мир Ньютона управляется мудростью и движется силой Вездесущего Бога. Мир пребывает в Боге: в Его пространстве и в Его времени.
Лейбниц против: если Бог испытывает нужду в некоем "чувствилище", чтобы с его помощью воспринимать вещи, то из этого следует, что они, вещи, не зависят полностью от Него и не Им были созданы. По Лейбницу, пространство относительно, оно - порядок сосуществования тел и не существовало бы, если бы не было вещей и событий.
В этом споре победа осталась за Ньютоном. Бог охватывал собой абсолютное пространство, в котором сила всеобщего тяготения соединяла отдельные тела безмерной Вселенной и принуждала их подчиняться точным математическим законам. "Но это была пиррова победа. Заплаченная за нее цена была катастрофически высока". Материальная Вселенная стала столь же бесконечной, как и абсолютное пространство, в котором она размещена. Но бесконечный и вечный Мир больше не нуждался в Творении. Богу нечего делать в механической Вселенной, и Лаплас имел все основания сказать, что он не нуждается "в этой гипотезе"."Бесконечная Вселенная Новой космологии, бесконечная и по длительности и по протяженности, в которой бесконечная материя согласно вечным и необходимым законам движется бесконечно и бесцельно в вечном пространстве, унаследовала все онтологические атрибуты бесконечности. Но только эти - все остальные ушедший Бог забрал с собой".
Так заканчивается книга. Ее содержание - пролог к другим фундаментальным работам Александра Койре, еще ждущим своего перевода на русский.