В нынешнем сезоне престижной в США премией Пулицера за историческое исследование был удостоен "Метафизический клуб" Луиса Менана. Пятисотстраничная книга с научной строгостью без ущерба для доступности широкому читателю увлекательно прослеживает зарождение и рост прагматизма - философии, возмечтавшей стать "философией людей, а не философов". В центре повествования - яркие личности "основателей-отцов" американской философии: великий психолог Вильям Джеймс, основатель семиотики Чарльз Пирс, легендарный судья Оливер Холмс, политический философ Джон Дьюи и добрая дюжина других незаурядных американских мыслителей, широкой публике неизвестных.
Предлагаем вашему вниманию интервью Луиса Менана нашему автору в Нью-Йорке. Встреча произошла на презентации книги-победителя в Городском университете Нью-Йорка, где профессор Менан преподает историю. Он также постоянный автор популярного еженедельника "Нью-йоркер".
- Меня удивило, что аудитория дружно рассмеялась при одной лишь вашей гипотезе (несерьезной, как выяснилось), что Буш - прагматик. Неужели президентство США не предполагает прагматизм как свой духовный фундамент?
- Ваше недоумение характерно: во всем мире американцев числят в прагматиках, поскольку прагматизм - американская философия по происхождению. Между тем одно лишь слово "прагматизм" у большинства американцев вызывает ощущение чего-то невкусного. Парадоксальным образом прагматично скорее американское общество, чем люди. Прагматизму в Америке обязаны свобода академических исследований, культурный плюрализм, образование, в котором делание не менее важно, чем узнавание, толерантность.
- А политкорректность?
- Да - как толерантность, смыкающаяся со своей противоположностью, иногда переходящая в нее. Что же, такая диалектика по силам прагматизму, при том что в его инструментарий "правила хорошего тона" публичного высказывания не входят.
- Так чем же американцы не прагматики?
- Установку философа-прагматиста - не доверять убеждениям как таковым - нельзя путать с нетерпимостью ко взглядам других.
Средний американец - это человек толерантный, но с твердыми взглядами, убеждениями. Какой же он тогда прагматик? До сих пор очень многим американцам, например, убежденность в божественном происхождении библейских текстов не позволяет принять дарвиновскую теорию эволюции.
- В вашем изложении, кстати, применение именно теории эволюции к разуму и к продуктам разума - идеям, убеждениям, верованиям - выглядит решающим шагом основателей прагматизма.
- Да, они глубоко усвоили урок Дарвина: разум в человеке развился не для постижения истины, а для выживания в постоянно изменяющемся мире. И научные идеи, и религиозные верования в глазах этих философов - только орудия процесса принятия решений. Философия - не путь к истине, а способ справиться с непредсказуемостью жизни. Думать и действовать, по словам Джона Дьюи, два названия для одного и того же процесса - нахождения пути в мире, сплетенном из случайностей. The universe is only weather - такие вот велись разговоры среди этих молодых людей.
- Как столь сильный скептицизм мог возникнуть на почве Нового Света?
- Из травмы Гражданской войны, которая дискредитировала многие ценности и убеждения предшествующей ей эры. Типичная реакция молодого поколения на войну, развязанную старшими поколениями. В случае американских интеллектуалов особенность в том, что изменились их убеждения насчет убеждений как таковых. Война разрушила их веру в уверенность.
- И веру в веру?
- А вот это не так. Прагматизм никак не связан с атеизмом. Джеймс вообще предназначал свою философию для верующих в бессмертие, Бога, даже для мистиков. Забавный факт его биографии: находясь при смерти, он дает задание своему брату Генри (тому самому - знаменитому писателю) шесть недель не покидать дома после похорон: предполагался эксперимент по передаче и приему телепатических сигналов из инобытия! Что и говорить, первые прагматисты колоритнейшие были индивидуальности. Они и их время настолько меня захватили, что, если бы не жена и издатель, возроптавшие после десяти лет моего труда, я бы и сейчас открывал дверь за дверью в прошлое.
- Главное, вы открыли дверь в неуловимый "Метафизический клуб", существовавший только в обрывках преданий!
- Потому что он собирался всего около десяти месяцев - в 1872 году в Бостоне. Клуб распался по житейским причинам, но он успел стать бродильней прагматической мысли, которая продолжала зреть в сохранившихся активных личных и творческих контактах.
- Американцы обожают клубы. Есть ли в наше время в Америке клубы типа вами описанного?
- Не думаю. Я говорю не о любителях, а о профессионалах высокого уровня, конечно. Современная университетская система, построенная на узкой специализации, как-то не стимулирует такие явления. И тут еще интернет - дальнейшее ослабление живых контактов. Так что в названии моей книги слышен и ностальгический звук, "Метафизический клуб" у меня олицетворяет очень старомодную вещь, когда интеллектуалы из разных областей знания собирались и беседовали об общих идеях. Читая их переписку, я завидовал: так богаты интеллектуально и эмоционально были отношения моих героев.
- Они не обратили вас в прагматизм?
- Я - агностик в отношении прагматизма. Наверное, в своем историческом времени аргументация прагматистов была убедительней, но я слишком небольшой философ для того, чтобы оценить убедительность их идей об идеях и истине.
- Но такая неуверенность в духе прагматизма!
- Я не ставил цели в чем-либо убедить читателя. Я сам не люблю, когда мне говорят, ЧТО думать, я и читателя старался избавить от подобной неприятности. Я историк, а не философ, но в этой книге я не был и историком - только рассказчиком, подзаголовок моей книги "A story of ideas in America". A story, not the history!
- Ваш рассказ обрывается очень резко┘
- Он должен был оборваться на наступлении холодной войны ушедшего столетия. Прагматизм как движение мысли увял: принцип неубежденности в принципах был анафемой в век, когда "принципы" столько значили, да и просто определили холодную войну. Неудивительно, что с окончанием холодной войны, когда конкуренцию двух систем сменила конкуренция многих, скептицизм по отношению к истине в последней инстанции снова поднялся в цене, и идеи прагматизма всплыли. Сейчас не только в США к ним проявляют самый живой интерес.
- А вероятно ли новое ослабление интереса после того, как "мир изменился" 11 сентября?
- Мир не изменился в глазах философов прагматизма, родившегося из ощущения хрупкости нашей цивилизации, ее случайности. Цивилизация могла быть лучше, но могла быть и хуже. С другой стороны, очень важен такой диалектический момент: хотя разум случаен, но это уже такая случайность, которая освободила человека из тюрьмы биологии и дала человечеству шанс взять судьбу в свои руки. И выше всего этот шанс для демократической цивилизации: в глазах прагматистов истина не индивидуальна, а социальна и демократична. Истина - результат действия закона больших чисел.
Главная социальная доблесть прагматизма - это установка на компромисс, а не на конфронтацию. Останется ли эта установка актуальной в XXI веке, принесшем новые социальные и политические бури? Поживем - увидим.