0
1509

04.04.2002 00:00:00

Диалектика войны

Тэги: Ойген РозенштокХюсси, революции


Ойген Розеншток-Хюсси. Великие революции. Автобиография западного человека. - М.: Библейско-богословский Институт св. апостола Андрея, 2002, 650 с.

РОЗЕНШТОКА-ХЮССИ называют социологом, но зачастую со стыдливой оговоркой его специфичности в этом качестве. Потому что если б нам вздумалось переводить на русский слово "социология", то социология Хюсси должна была бы стать "обществоведением". Ибо в его позиции рациональное "знать" заменено магическим "ведать". Его текст - ритуал, колдовской заговор. Ворожбой своего слова творит он книгу, где на каждой странице - афоризм мифо-поэтики новой этики.

"Великие революции" (в оригинале "Out of Revolution") - одна из первых книг Розенштока-Хюсси. Она была опубликована в 1938 году в США. Ей предшествовала и тематически к ней примыкала написанная по-немецки и опубликованная в Австрии в 1931 г. книга "Европейские революции: характер наций и образование государств". "Великие революции" были задуманы в окопах Первой Мировой войны. Последовавшие за этой войной исторические события и стали для автора отправной точкой повествования, опрокинутого в прошлое на девять сотен лет. Именно этот промежуток времени Розеншток-Хюсси определяет как значимый для становления современной Европы.

"Автобиография западного человека" - подзаголовок книги. Розеншток-Хюсси пишет ее от имени западного человека, о западном человеке и - как сам он утверждает - для западного человека. Он пытается объяснить, кто же таков этот западный человек, рожденный в горниле революций и пламени "страстей человеческих", как он изменяет мир, как мир формирует его.

Революция для Хюсси - это перерожденная война. Ужас Первой Мировой убеждает автора в том, что войны, особенно межнациональные, не должны и не могут повторяться. Любая война наций превращается в гражданскую в тесном пространстве крошечного мира. Национальные вопросы становятся вопросами об освобождении. Хюсси признает, фактически перефразируя Маркса (которого он, впрочем, обычно критикует), что общественная эмансипация нации есть эмансипация общества от национализма. Национальные государства исчезают. Они перестают воевать между собой. Но некая внутренняя движущая сила заставляет людей идти друг против друга. "Крестьянин и рабочий в войне не заинтересованы, но при этом остаются в такой мере язычниками и солдатами, что не могут отказаться от применения вооруженной борьбы и строгой армейской дисциплины". Их порывы направляются на борьбу с внутренними врагами (классовыми, национальными - не противоречит ли себе Хюсси? - конфессиональными). Место войны занимает революция. И это закономерный процесс, "объективная стадия общечеловеческого развития".

Розеншток-Хюсси скорее "генеалогизирует", чем хронологизирует историю, поворачивая вспять временной порядок: от Русской большевистской революции через Великую Французскую и Английскую буржуазную революции к немецкой Реформации. Общие корни этих революций - революций "секулярных", "порожденных властью времени", - он видит в Григорианской реформации 1075-1122 гг., названной им "Папской революцией". Мировая война, по мнению Хюсси, - это отзвук религиозной подоплеки гражданских войн. Этому посвящена первая часть книги.

Во второй части, где уже соблюдается последовательная хронология, Розеншток-Хюсси противопоставляет "секулярным революциям" "клерикальные". Последние являются революциями во имя становления наций. Это борьба христианства за свое существование в мире и за право говорить "правду" об этом мире. Борьба ведется в Риме, затем в Папском Риме, Италии, Австро-Венгрии, по всей Европе и, наконец, в Америке.

Общий смысл всех революций Розеншток-Хюсси разъясняет в эпилоге. Это эволюционный замысел Творца, который возрождает человечество к новому общему деланию через отмирание прежних форм единения. "Дух, находящийся внутри семи фаз священных ордеров общества, все тот же: он оживает, когда одна из форм отмирает". Противопоставленные два типа революций должны были, видимо, по замыслу автора, играть роль своеобразного диалектического метода. Но как этот метод работает здесь - не вполне понятно.

Вообще в книге довольно много противоречий. Революция представляется то как закономерность, предусмотренная в планах Всевышнего, то как явление сатанинской природы. Так что разобрать, что же в действительности она собой представляет, кажется уже невозможным.

Розеншток-Хюсси скрупулезен в деталях, как дотошный архивист. И пламенно красноречив, как проповедник. Подробности кружат голову, убеждают поверить печатному слову книги. Но что-то удерживает. Наверное, воспитываемая в "западном человеке" привычка не доверять и сомневаться. Как наследие Картезия, к которому Розеншток-Хюсси отчего-то не слишком благосклонен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1734
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1082
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
786
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1064

Другие новости