... и женская логика против всех
В качестве противовеса аналитическим абстракциям - еще три свежевышедшие в издательстве "Идея-Пресс" книги, которые имеют приниципиально практический уклон.
"Общество и его проблемы" Джона Дьюи представляет собой сборник лекций, которые были прочитаны знаменитым философом в январе 1926 года в одном из американских университетов. Это очень краткий, но красноречивый пример его способа философствования. Исходный тезис Дьюи сразу выдает прагматическую ориентацию его мысли: "Социальная философия демонстрирует огромный разрыв между фактами и теориями". Последующие шесть глав - это демонстрация того, как философ выводит природу государства и социальных институтов из человеческой склонности к целеполагающей деятельности, и что он намеревается предпринять, если развитие человеческого общества вдруг отклоняется от наиболее гармоничного демократического пути развития. А предпринимает он седующее: вместо того, чтобы навсегда разочароваться в "самой возможности реализации идеи демократического общества", Дьюи проводит анализ его состояния (и его теорий). В результате - вывод: если социум сможет справиться со своей главной проблемой - проблемой самоидентификации, то идея демократичнеского общества не останется одной лишь утопией. Но для этого необходимо вмешательство экспертов - своего рода платоновских правителей-философов, берущих на себя обязанности руководить массами, "интеллектуальный потенциал которых безнадежно низок". Как видим, и здесь философ оставляет за собой последнее слово.
Британец Майкл Уокшот также является принципиальным сторонником того, что "голос науки и голос практической деятельности" должны и могут хорошо понимать друг друга, хотя тема его исследования в большей степени умозрительная. Уокшот исследует тип рационального мышления, и - шире - поведения, который стал преобладающим за последние 500 лет. Уокшота интересует не только политика. Он описывает в целом тот тип "языка поведения", для которого характерна "верность имеющемуся в нашем распоряжении знанию о том, как осуществлять ту конктерную деятельность, которой мы занимаемся" - будь то написание исторической хроники, приготовление обеда или хождение по магазинам.
А его соотечественница Синтия Кокберн пишет уже о самом что ни на есть насущном: она озабочена проблемой женской самоидентификации в современном мире, который находится в состоянии перманентной войны.
Ну а женская логика уже, как известно, не поддается анализу.
Ее остается только принять как факт.