Антонио Менегетти. Кино, театр, бессознательное. Т.1. - М.: ННБФ "Онтопсихология", 2001, 384 с.
АНТОНИО Менегетти - основоположник науки онтопсихология, доктор философии, психологии, теологии и социологии, академик разнообразных академий. Кроме того, он еще и клинический психотерапевт, преуспевающий предприниматель и вице-президент Международной академии информатизации при ООН. Но и это еще не все. Он еще и композитор, а также пианист, владеющий, как говорят, какой-то особой техникой. Вот такой вот человек, с большой, можно сказать, буквы. На расстоянии рукопожатия от великих возрожденцев, титанов-универсалов Леонардо и Бруно.
Онтопсихология, по заверениям автора, новейшая наука, не имеющая аналогов. Ее цель - с помощью различных психотерапевтических техник раскрыть в индивиде исконно присущую ему витальную энергию ("Онто Ин-се") во всем многообразии ее проявлений. Энергия эта, утверждает Менегетти, дремлет в нас в латентном состоянии, со всех сторон зажатая в патологические тиски современного общества с его витальностью нулевой степени. Блокируется же она особым механизмом нашей психики, открытым онтопсихологией - "монитором отклонения". Последний Менегетти зачастую прямо-таки отождествляет со всей психикой современного нездорового человека. Речь о том, что наша психика неправильно переводит Фрейдовы "первичные процессы" (бессознательные импульсы) во "вторичные" (упорядоченная рациональная деятельность). В процесс этого перевода у нас вмешиваются всякого рода сопротивления, защиты и вытеснения, в результате чего получаем разбалансированную, дезинтегрированную, растащенную на куски личность с легким уклоном в шизофрению. Разум, тело и душа, подобно знаменитым лебедю, раку и щуке, обрекают индивида на невроз или просто на бесцветное существование в нулевых состояниях.
Книга "Кино, театр, бессознательное" посвящена одному из аспектов онтопсихологии - синемалогии. Психотерапевт демонстрирует пациентам и коллегам один из нашумевших фильмов последних лет либо признанную классику. (В книге есть подробные анализы "Матрицы", "Звездных войн", "Соляриса", "Урги" и др.) Зритель погружается в фильм, но по наущению Менегетти зорко следит за своим собственным восприятием: какие именно сцены "цепляют" его психику, навевая неприятные мысли, которые хочется подавить. "Вот подавлять-то их и не надо!" - настаивает знаменитый онтопсихолог. Так и ведет Менегетти своих пациентов навстречу их Онто Ин-се по путеводной нити этих болезненных уколов-punctum"ов.
При этом надо отдать Менегетти должное: кино он не любит. Для него это только рабочий материал, психопатологическая продукция самой высшей пробы, в которой режиссеры и актеры с предельной обнаженностью выплескивают на зрителя все свои комплексы и фрустрации в полном объеме. "И режиссеры, и актеры это знают и любят: невротики и шизофреники реальности, они выставляют напоказ крах собственного "Я" и травят им массу индивидов, находящихся в такой же ситуации. Кино - это открытый психоанализ, это прошлое субъекта, отраженное и удерживаемое в образе".
Вообще же, откровенно говоря, категоричность некоторых суждений итальянского онтопсихолога иногда несколько удивляет. Чего стоит хотя бы психологический анализ шекспировского Гамлета (в том числе и на материале одноименного фильма с Мелом Гибсоном). По Менегетти выходит, что принц датский - самая ничтожная личность по сравнению со всеми прочими персонажами пьесы. Он фрустрирует самого себя, а всех кругом нагружает своими собственными комплексами и бедами. Сам же Шекспир - болезненный невротик, своим творчеством сублимирующий неудовлетворенную волю к власти и жажду крови.
Бросается в глаза и чрезвычайно перегруженный терминологией язык Менегетти. "Дисконтинуумный континуум" и "эмотивно-аффективная валентность" - самые безобидные из онтопсихологических терминов, а ведь это еще только составляющие более сложных дистинкций.