0
1401

14.03.2002 00:00:00

Curriculum vitae эзотерического марксиста

Тэги: Стыкалин, Лукач, лубянка


Александр Стыкалин. Дьердь Лукач - мыслитель и политик. - М.: Издатель Степаненко, 2001, 348 с.

Беседы на Лубянке. Следственное дело Дьердя Лукача. Материалы к биографии. 2-е испр. и доп. изд. Редакторы-составители Вячеслав Середа, Александр Стыкалин. - М.: Институт славяноведения РАН, 2001, 244 с.

АЛЬБЕР Камю как-то обмолвился, что историю философии стоило бы написать как историю покаяний. Хотя не бывает невинных философий, но они в отличие от философов не каются. Дьердь Лукач, крупнейший венгерский философ (1885-1971) на протяжении своей долгой жизни каялся и отрекался, из Савла превращался в Павла несколько раз, перечеркивая собственное прошлое и устремляясь буквально в неизвестность. Тем сложнее задача его биографов. Особенно в стране, где он провел без перерыва 12 лет (1933-1945), а с перерывами - и того больше, считая этот период, может быть, самым продуктивным за всю свою интеллектуальную карьеру. Страны этой уже нет, ушел из этого мира и Лукач, хотя "пепел Клааса" стучит в сердце его ценителей и почитателей, которые в нашем отечестве не переводились с момента публикации в "Логосе" его знаменитого эссе "Метафизика трагедии".

Но узнать о Лукаче, о его жизненном, политическом и философском пути они могли только из вторых рук, из несобранных воспоминаний друзей и знакомых Лукача да из книги Бориса Бессонова и Игоря Нарского "Дьердь Лукач" (1989), вышедшей из самого пекла не прекращавшейся в СССР с 20-х гг. борьбы с "ревизионизмом" Лукача, которая приняла в 70-80-е гг. латентные формы недомолвок, умолчаний и запретов. В этом плане рецензируемые издания знаменуют собой принципиальный шаг вперед: Александр Стыкалин написал первую научную биографию Лукача на русском языке, основанную на первоисточниках и глубоком изучении неизвестных материалов отечественных и зарубежных, в том числе венгерских архивов. Пожалуй, в насчитывающей тысячи наименований литературе о Лукаче впервые столь обстоятельно и точно освещен советский период его философской и историко-литературной деятельности, его непростые отношения со сталинским режимом, едва не закончившиеся для него трагически. Лукач был одним из немногих марксистов, которые умели понять и передать философское содержание наследия Маркса на проблемном и концептуальном уровне мировой философии и науки. В этом смысле он был абсолютным марксистским эзотериком. Сильной стороной книги Стыкалина является и объективное, без прикрас и апологетики рассмотрение послевоенного этапа его жизни, проведенного на родине в Венгрии, его участия в борьбе левой интеллигенции Европы со сталинизмом, его поздней умственной продукции, отнюдь не рождавшейся, как бывало прежде, под счастливой звездой.

Однако Стыкалин писал не только жизнеописание гениального венгра, но и своего рода дневник его рискованного философского путешествия. Автору удалось грамотно воспроизвести основные ходы философского мышления Лукача, сделав акцент на его знаменитых работах: "Теория романа", "История и классовое сознание", "Исторический роман", "Молодой Гегель" - и не обойдя при этом и его труды, проникнутые пафосом идеологической критики, вроде "Разрушения разума". Мне представляется, однако, что Стыкалин явно недооценил значение в философском творчестве Лукача ряда тем и сюжетов, которые выступали как точки роста его интеллектуального проекта. Например, в книге не нашло отражения то ключевое место, которая заняла в духовной эволюции Лукача ненаписанная, оставшаяся лишь в набросках книга Лукача "Достоевский", которая чуть не стоила ему дружбы с Максом Вебером. А ведь именно в материалах к этой книге содержится не превзойденная Лукачем впоследствии по своей глубине формулировка "левой" этики как мистической этики революционера, дать которую в систематическом виде он мечтал до последних дней жизни.

Далее Стыкалин ни одним словом не упоминает о некоторых эстетических теориях молодого Лукача, которые произвели огромное впечатление на его современников. Тот же Карл Маннхейм в своей вступительной лекции 1918 г. в будапештской "Свободной школе наук о духе" остановился на разработке Лукачем проблемы "продуктивного непонимания" художественного произведения, на его "попытке показать, как эстетика превращает культуротворчество в неадекватный предмет культуры". Ставшая необычайно влиятельной на Западе философская тенденция "Истории и классового сознания" и других марксистских работ Лукача 1919-1929 гг. остается нераскрытой без помещения ее в глобальный контекст ассимиляции марксизма буржуазным сознанием в начале ХХ века как важнейшей духовной предпосылки последующей трансформации классического капиталистического общества - в позднекапиталистическое или постиндустриальное: марксизм, как это ни парадоксально, стал одним из интеллектуальных рычагов этого эпохального сдвига.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1725
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3686
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2743
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2238

Другие новости