0
2165

21.02.2002 00:00:00

Сущности и околичности

Тэги: Левит


Карл Левит. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. Маркс и Кьеркегор. - СПб.: Владимир Даль, 2002, 672 с.

КАРЛ ЛЕВИТ (1897-1973) - один из крупнейших представителей немецкой философии в ХХ веке. Он учился во Фрайбурге у Эдмунда Гуссерля и после защиты кандидатской диссертации в Мюнхене последовал за своим идейным наставником Мартином Хайдеггером в Марбург. С 1934 по 1951 год находился в эмиграции: сначала жил в Италии, потом в Японии и США. В эмиграции он и написал свой основополагающий труд: первое издание "От Гегеля к Ницше" вышло в 1939-м, второе - в 1949-м. В 1952 году вернулся в Германию и стал профессором Гейдельбергского университета.

Какие задачи ставил перед собой Левит в своем знаменитом произведении? В противовес "академической поддержке" системы Гегеля и постоянному искажению сочинений Ницше Левит предлагает "истинную реконструкцию эпохи от Гегеля до Ницше, "описание" истории философии XIX века в горизонте современности". При этом он исходил из новозаветной истины "По плодам узнаете их": "Только ХХ век сделал ясным и понятным то, что на самом деле произошло в веке XIX". Левит взялся продемонстрировать поворотный пункт от гегелевской программы завершения философии к ницшевскому новому началу, фактически - поворот от философской классики к постклассическим ходам мышления. Последние представлены, согласно автору, равным образом Марксом и Кьеркегором с современным им Ницше.

Левит поясняет, почему именно Гегель стал отправной точкой для последующего развития философии: это случилось вследствие учиненного им грандиозного умственного скандала. Таковым стал последовательно проведенный Гегелем тезис о конце истории. Что до философии, то таким завершением является система самого Гегеля. Но гегелевское завершение имеет двоякий смысл - это одновременно исполнение и окончание. Данная с виду консервативная концепция имела и свою взрывную сторону: "С "мужеством познания" закрыв одну эпоху, длившуюся две с половиной тысячи лет, Гегель именно благодаря этому открыл какую-то новую, действительно завершив историю христианского Логоса". Сказанное относится и к "Философии права", где мыслитель объявил прусскую монархию венцом политического прогресса; то же самое верно и относительно христианства. Именно поэтому с ними нужно примириться. Но он понимал, что в прежней своей колее мир обречен на безнадежное повторение пройденного, чего пожелать миру Гегель не мог. Поэтому систему Гегеля можно назвать философской эсхатологией, фиксирующей конец "старого эона", прекращение времени прежней истории и наступление "нового эона" и нового времени. От них лично Гегель ничего хорошего не ждал.

Дальше начинается самое интересное: Левит переходит к прямым ученикам и косвенным последователям Гегеля. Приблизительно в 1840 году, указывает автор, гегелевский проект примирения разума с верой и христианства с государством, осуществлявшийся ранее в стихии философии, пришел к концу. Для Маркса сведение счетов с гегелевской философией оказывается разрывом с философией государства, для Кьеркегора - с философией религии. "Ясно сознавая полное завершение христианской философии Гегеля, Фейербах и Руге, Штирнер и Бауэр, Кьеркегор и Маркс действительным наследием гегелевской философии объявляли "изменение", которое отрицает существующее государство и существующее христианство". Аналогичные интеллектуальные процедуры младогегельянцы применили и к другим основополагающим проблемам - гражданского общества, труда, образования, гуманизма: во всех этих областях они манифестировали свое истребительное "изменение".

Необычным кажется для читателя то, что академический мыслитель, далекий от конкретной политической практики, неукоснительно подчеркивает вклад Карла Маркса в очерченные духовные трансформации. Причем в отличие от теоретиков, которые дедуцировали марксизм исходя из состояния философии в ХХ веке (Георг Лукач, Карл Корш, Макс Хоркхаймер), Левит его индуцировал, опираясь на выверенную философскую конкретику XIX-XX вв. Вот почему в его труде можно найти вообще-то немыслимые для университетского человека позитивные ссылки не только на Маркса и Лукача, но на Ленина и Луначарского. Была ли эта духовная оптика простым продуктом поздних грозовых 30-х? Или чем-то большим?

Напротив, освещение Левитом другой центральной для его исследования фигуры - Фридриха Ницше - на сегодняшний вкус представляется немного тусклым. Ницше интерпретируется Левитом как "философ нашего времени и как философ вечности". Собственно, к главному для Левита сюжету "движения от" Ницше имеет косвенное отношение: у изголовья его философии стол не Гегель, а Шопенгауэр с Вагнером. Правда, через фейербахианца Вагнера кое-какое влияние Гегеля на Ницше можно все-таки предположить. Ницше также выступил в качестве критика книги Штрауса "Старая и новая вера". Понятие "сверхчеловека" в философски определенном смысле впервые появляется в лексиконе, характерном для окружения Штирнера. Вот и все. И тем не менее именно Ницше был тем, кто эмфатически подхватил обозначенную самим Гегелем проблематику "смерти Бога".

То, о чем шла речь выше, - это по определению сущности. Теперь - об околичностях. Они связаны с издательской презентацией "русского Левита". Во-первых, чрезвычайно надуманным представляется появление книги с обрисованным содержанием в рамках серии "Мировая Ницшеана". Во-вторых, сбивают с толку основные фигуранты, стоящие за изданием Левита: Санкт-Петербургский университет МВД России и Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет". Дух дышит, где хочет? В-третьих, обращает на себя внимание отсутствие в издании научного аппарата, за вычетом подготовленного Левитом: уж именной и предметный указатели ницшеанцы из МВД могли бы подготовить. Или нет?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1722
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3681
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2737
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2231

Другие новости