Станислав Гроф. Психология Будущего. Уроки современных исследований сознания. - М.: Издательство АСТ, Издательство Института трансперсональной психологии, Издательство К.Кравчука, 2001, 476 с.
ЭТО САМАЯ последняя книга знаменитого психолога. И если вас еще не затронуло "трансперсональное" поветрие, но вы решили наконец "попробовать", то стоит начать именно с этой книги. "Психология будущего" включает в себя результаты 40-летней работы Грофа. Каждая ее глава суммирует достижения в одной определенной области трансперсональной психологии и отсылает к двум-трем более ранним произведениям Грофа. Например, первые главы воспроизводят содержание "За пределами мозга". А предпоследняя глава "Космическая игра" даже озаглавлена так же, как и другая знаменитая книга Грофа, в которой излагаются основы его метафизики.
Начинаешь читать "Психологию будущего" и понимаешь: Кастанеда, как говорится, отдыхает. Чего стоят хотя бы знаменитые грофовские БПМ (не путать с БТР!) - базовые перинатальные матрицы, то есть четыре предельно общих рода всех возможных видов психических и экзистенциально-духовных переживаний. Психолог-революционер предлагает пациенту откушать порцию ЛСД и внимательно наблюдает за тем, какие изменения претерпевает психика последнего. Трансформации эти, мягко говоря, шокируют. Взять, к примеру, так называемую вторую перинатальную матрицу (БПМ-2). Испытуемого с головой накрывают чувства одиночества, вины и бессмысленности жизни в грандиозных метафизических масштабах. Начинают одолевать видения Ада, апокалиптические картины, кошмар клаустрофобии, зловещие темные разводы и целый рой не самых приятных психофизических ощущений (гнет и давление, жар и озноб, затрудненное дыхание и сердечная недостаточность). Всему этому сопутствует характерная для этой матрицы триада: чувства сумасшествия, умирания и безвозвратности.
Спрашивается: чего ради пилигрим психоделии Станислав Гроф подвергает всем этим ужасам бедных пациентов? Оказывается, потому, что большинство людей, как верно подметил один философ, готовы всю жизнь страдать, лишь бы не страдать. Вот Гроф намеренно и вызывает у невротика предельное обострение всех его травм и комплексов. Идея понятна: пусть "здесь и сейчас" отстрадает на всю катушку, зато потом будет легче. Думается, аналогия с тошнотой здесь была бы вполне уместна. А под занавес этого психоделического приключения пациента ожидает самый изысканный аттракцион - повторное переживания "травмы рождения". В случае успешного и интенсивного проживания этого специфического вида травмы пациента ждет "просветление" (и даже не обязательно в кавычках). Невротики уходят от Грофа совершенно другими людьми.
Или вот другой базовый полюс переживаний. Демонология мрачного средневековья, переживания садомазохистской сексуальности, сцены шабаша ведьм, сатанинских оргий и обрядов черной мессы, - вот те милые картинки, с которыми обречен познакомиться всякий, кто вкусил ЛСД под чутким руководством Грофа. Это, соответственно, БПМ-3, к которой, кстати, относится и истерический невроз. Чтобы избавиться от своего недуга, истеричка должна пройти несколько стадий. Чем дальше - тем страшнее. На пути к опыту повторного рождения ее ждет даже депрессия беспокойства - то есть еще более тяжелое расстройство, чем ее собственное. Зато в конце - переход в БПМ-4, а это прямо-таки именины сердца: инсайд, осознание простого способа жизни, обретение братских чувств, гуманитарные и благотворительные тенденции. Для других невротиков по ведомству БМП-3 на ЛСД-сеансах характерны удивительные метаморфозы. Мужчина ощущает себя женщиной на сносях, а еврей - офицером-нацистом в окружении своих подчиненных.
А вот как объясняет экстатические состояния своих подопечных автор: "Сами переживания описываются бессодержательными, и все-таки всевмещающими, ибо не имеют в себе никакого конкретного содержания, но в виде возможности содержат все. У нас возникает ощущение, что одновременно мы все и ничто....Мы можем внезапно воспринять все формы пустыми, а саму пустоту как обремененную формами. Мы способны достичь состояния, в котором явственно видим, что мир в одно и то же мгновение и существует, и не существует". (Кстати, при таких состояниях сознания потусторонние явления получают ту же степень очевидности, что и суждения здравого смысла. В книге, например, приводятся доказательства существования загробного мира. Умерший муж сообщает жене, находящейся в трансе, где в их доме лежит чужая книга, о которой она ничего знать не могла. Сообщение полностью подтверждается. "Но ведь этого быть не может", - возмутится кто-то. Точно, не может. Но было.)
Для менее рисковых пациентов у Грофа заготовлена не столь экстравагантная терапия - знаменитое холотропное дыхание. Сидишь себе и дышишь, очищаешься. По всем статьям: телесно, душевно и даже духовно. Никаких тебе ведьм, оргий и беременных женщин с офицерами. Можно даже музыку включить соответствующую. Благо список произведений, прямо-таки созданных для холотропного дыхания, приведен здесь же. Особенно много тут Vangelis (альбомов десять), но еще и Майкл Найман, Tangerine Dream ("Miracle Mile"), Жан-Мишель Жарр ("Rendezvous") и, конечно же, Dead Can Dance ("Serpent"s Egg" и др.). И почему-то еще "Passion" Питера Гебриела.