0
1635

11.10.2001 00:00:00

Случай Зигмунда Ф., гипнотизера и прорицателя

Тэги: Элленбергер, открытие, бессознательного


Генри Ф. Элленбергер. Открытие бессознательного. - СПб.: Академический проект, 2001, 560 с.

ГЕНРИ ЭЛЛЕНБЕРГЕР - швейцарский историк медицины, а "Открытие бессознательного" - его самая известная книга, впервые вышедшая в 1970 году. Первый ее том прослеживает историю допсихоаналитической психиатрии ("первой динамической психиатрии") и даже ее предысторию - начиная с первобытной "психотерапии" и вплоть до месмеризма (учения знаменитого гипнотизера Франца Месмера). Собственно же первая динамическая психиатрия датируется периодом 1775-1900 гг.

Книга занимает, пожалуй, первое место в ряду аналогичных работ, уже издававшихся у нас, - "Рождение психоаналитика" Шертока и де Соссюра, "Археология психоанализа" Лоренцера и "Эрос невозможного" Эткинда. Более того, это не сугубо фактографическое исследование. Его цель - проследить генеалогию психоанализа как строгой науки, т.е. показать: у него, как у любой теории, есть своя история, корнями уходящая отнюдь не только в рационально-постижимые явления, как того многим бы хотелось. Так, например, пресловутое "бессознательное" - вовсе не изобретение Фрейда: его изучали и с ним продуктивно работали магнетизеры XVIII века - немец Франц Месмер (1734-1815) и французский маркиз де Пюисегюр (1751-1825). Вот Элленбергер и показывает, "откуда ноги растут" у психоаналитической техники XX века - от изгнания злых духов на заре цивилизации через "животный магнетизм" к гипнозу Жане и Шарко, из рук которого его получил Фрейд (Фрейд, как известно, применил гипноз в знаменитом "случае Анны О.", но впоследствии отказался от этой процедуры). Одним словом, здесь представлено целое генеалогическое древо современной психотерапии, о котором она либо забывает, либо просто не хочет помнить. То есть "вытесняет" сомнительных с научной точки зрения "родственников", прямыми наследниками которых на самом деле является.

Вообще же "Открытие бессознательного" - не только историческое исследование. Здесь есть подробные клинические картины таких заболеваний, как истерия, амбулаторный автоматизм, множественная личность, а также краткие рефераты основных работ родоначальника "новой динамической психиатрии" Пьера Жане. Еще одно бесспорное достоинство этой книги - широчайший культурный контекст, обрамляющий основную тему: отдельные главы посвящены романтической медицине, натурфилософии, Марксу, Hицше, движению неоромантизма и т.д. Специалистам эта работа будет интересна, пожалуй, прежде всего в плане пополнения своей исторической эрудиции, адресована же она в основном широкой публике. И можно поручиться, что читаться она будет как сюрреалистический роман - настолько причудливые явления предстанут здесь вниманию заинтересованного дилетанта. Взять хотя бы истеричек, случаи которых здесь описываются в избытке. В самом деле, что за странная болезнь: во время приступов пациентка пребывает как бы без сознания, зато на ее место заступает другая личность. В момент припадка истеричка оказывается чрезвычайно привлекательной для мужчин, ее чувственность удесятеряется, и вообще "...вся ее установка в целом выглядит как готовность быть изнасилованной". (Как тут не вспомнить героиню романа Флобера "Саламбо".) По окончании приступа женщина испытывает жуткое чувство стыда, но не дай Бог врачу проявить к ней сочувствие - ее состояние от этого только ухудшается. Однако среди истеричек нередко встречаются медиумы, духовидцы и прорицательницы, а некоторые из них в состоянии "автоматического письма" создают произведения, по своим художественным достоинствам намного превышающие способности той же личности в обычном состоянии. Или вот другой удивительный феномен - множественная личность. Внутри одного индивида сосуществуют несколько совершенно автономных и полноценных личностей, которые проявляются по очереди и ни одна из которых даже не подозревает о существовании остальных. Каждой из них присущи свои склонности, вкусы, привычки и темперамент, у каждой свое собственное имя. Впрочем, здесь Элленбергер не склонен проводить четкую черту между патологией и "нормой", ведь полипсихичность сознания стала одной из наиболее продуктивных идей в литературе XX века - Джойс, Пиранделло, Вирджиния Вульф, Пруст.

Hо, конечно, главная тема этой книги и краеугольный камень всей первой динамической психиатрии - это феномен гипноза. Здесь и первые догадки о том, что в XX веке назовут "переносом" (в XVIII веке это называлось "раппорт"), и случаи совращения пациентов гипнотизером, и внушение ложных воспоминаний с целью судебного лжесвидетельства, и рассказ о том, что "...магнетизм (т.е. гипноз. - И.Е.) может создавать неземную чувственность у магнетизированной женщины и что эти ощущения непременно будут бесконечно более восхитительными, если женщина любит магнетизера".

Второй том книги обещает быть еще интереснее. Он посвящен "второй динамической психиатрии", то есть собственно психоанализу, и в нем среди прочего рассматриваются "творческие болезни" Фрейда и Юнга. Это о том, как материал их собственной патологии стал благодаря дисциплинированной интроспекции фундаментом крупнейшей психологической теории XX века. &


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1381
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3270
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2357
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1892

Другие новости