0
1275

27.09.2001 00:00:00

Онтологические устои

Тэги: Онтология, наука


Керам К.В. Боги, гробницы, ученые/ Пер. с нем. А. Варшавского. - СПб.: Амфора, 2001, 508 с.

Аткинсон О. Столкновение с Землей: Астероиды, кометы и метеориты. Растущая угроза/ Пер. с англ. В. Псарева. - СПб.: Амфора, 2001, 399 с.

Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки/ Пер. с англ. М. Жуковой. - СПб.: Амфора, 2001, 479 с.

Хокинг С. Краткая история времени: От Большого Взрыва до черных дыр/ Пер. с англ. Н. Смородинской. - СПб.: Амфора, 2001, 268 с.

Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные/ Пер. с англ. М. Кононова. - СПб.: Амфора, 2001, 189 с.

У культуролога и публициста Александра Гениса есть очень точное замечание: "Современный человек жаждет сверхъестественного не меньше, чем всегда. Но путь в живой, одушевленный, "очарованный" мир предков лежит через науку. Ученые - рассказчики нашей версии мира - хранят онтологические устои жизни. Физики без метафизики нам не хватает, но и метафизика без физики нам не нужна".

В серии "Эврика" представляются бестселлеры западной научно-популярной литературы. Кое-что уже издавалось (и переиздавалось) раньше: "Краткая история химии" Айзека Азимова; "Охотники за микробами" Поля де Крюи, Стивен Хокинг с его "Краткой историей времени"┘

Английский астрофизик и космолог Стивен Хокинг сам по себе фигура весьма колоритная. Хокинг - признанный во всем мире специалист по таким загадочным объектам Вселенной, как черные дыры. На русском языке выходили две его работы: "Крупномасштабная структура пространства-времени" в соавторстве с Дж. Эллис (М.: Мысль, 1977) и мировой научно-популярный бестселлер "От большого взрыва до черных дыр: краткая история времени", (М.: Мир, 1990). Последняя книга продержалась в списках бестселлеров газеты "Нью-Йорк таймс" 53 недели, в Англии - 205 недель и благодаря этому даже попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Поразительно это еще и потому, что легким чтивом его "Краткую историю времени" никак не назовешь. Однако, по-видимому, наука замещает в сознании современного человека какую-то мировоззренческую лакуну, освобожденную в свое время мифологией. Главный соперник науки в борьбе за эту лакуну - религия. Хокинг - идеальный боец за "активную" концепцию науки в этом мировоззренческом споре. В сборнике "Черные дыры и молодые вселенные", куда вошли его интервью, автобиографические эссе и научно-популярные выступления, он полемизирует не больше, не меньше, как с Богом: "Я доказал, что возникновение Вселенной могло произойти по законам физики. Но это не доказательство, что Бога нет, - это лишь показывает, что в нем нет необходимости. Нет никакой разницы между нашими современными теориями и теорией тяготения Ньютона, просто современные теории намного сложнее. Но они означают то же самое... Мы по-прежнему считаем, что Вселенная логична и прекрасна. Просто мы отказываемся от слова "Бог". По мнению Хокинга, именно физика и астрономия, а не некий Всевышний, "дают нам надежду понять, откуда мы пришли и почему мы находимся здесь".

Во вступлении Стивен Хокинг так формулирует основной принцип, по которому им отбирались статьи для этой книги: "Мы можем оставаться все время погруженными во мрак. Но можем и вырваться из него к Единой Теории Универсума. В этом случае действительно с полным основанием мы сможем назвать себя Хозяевами Универсума".

В общем, вполне провокационные откровения английского гения. Одно только замечание: непонятно по каким причинам при переводе вместо "антропного принципа" везде употребляется "человеческий принцип". Как калька - правильно, но смысла никакого┘

Немецкий журналист и писатель Курт Вальтер Керам называл свою книгу "археологическим романом". Она так и читается. "То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и в первое мгновение совершенно непонятно: перед ним была стена. Она тянулась и вправо и влево, вверх и вниз, тускло поблескивая при свете лампочки, она закрывала весь ход. Картер просунул руку как можно дальше: перед ним была массивная золотая стена!" Так была обнаружена гробница египетского фараона Тутанхамона. Открытие Вавилонской башни, поиски легендарной Трои, раскопки в джунглях Центральной Америки - почти вся классическая археология стала предметом по-настоящему интригующей книги Керама. При этом в ней нет ни одного "завитка, которого не было бы в документах, относящихся к тому или иному периоду времени". Все это, плюс весьма подробный комментарий издательства, позволяет отнести книгу, написанную в 1955 г., к пограничному и популярному сегодня жанру - между беллетристикой и нонфикшн.

А вот "Столкновение с Землей" Остина Аткинсона - это стопроцентное журналистское расследование, основанное на сугубо научном материале. Просто приведу названия глав: "Время умирать. Сценарий "воображаемого" столкновения"; "Эры огня и льда. "Воображаемые" последствия столкновения". Аткинсон не просто рисует перспективу грозящей землянам беды - он представляет доказательства (как и положено в журналистском расследовании) международного заговора молчания вокруг угрозы столкновения. На полном серьезе. Совершенно замечательны приложения к этой книге - таблица на десять страниц предсказанных приближений к Земле комет и астероидов (данные Центра по малым планетам Гарвардского университета, США). Кстати, 19 мая 1996 года траектория астероида JA1 разошлась с траекторией движения нашей планеты всего за час до столкновения.

Но, вспомним еще раз, "физики без метафизики нам не хватает".

Американский ученый и писатель Джон Хорган взялся за суперактульную сегодня метафизическую проблему - нащупать пределы научного знания. (Привет Хокингу!) По Хоргану выходит, что мы близки к этому горизонту познания. "Что будет после того, как человек придет к Ответу? - вопрошает Хогран. - Есть нечто ужасное в мысли о том, что наша способность удивляться может исчезнуть раз и навсегда, и причиной этого будет наше знание". Образно и не без раздражения описывает ситуацию в современной физике нобелевский лауреат Шелдон Глэшоу: "Рассмотрение суперструн (распространенная сегодня астрофизическая гипотеза. - А.В.) может вылиться в деятельность, так же далекую от традиционной физики частиц, как физика частиц от химии, которая будет преподаваться на факультетах богословия будущими учеными, похожими на средневековых теологов".

Замечательно, что при этом "Конец науки" - отнюдь не рассуждения одного из представителей многочисленного племени свихнувшихся противников квантовой механики. Напротив, исследуя "концы" прогресса, философии, Джон Хорган больше всего напоминает классического позитивиста.

Все-таки онтологические устои нашей жизни хранят ученые.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
922
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1058
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
645
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
758

Другие новости