Теймур Раджабов и Александр Морозевич делили после четырех туров первое место.
Фото пресс-службы организаторов
Спустя всего несколько дней по завершении одного крупнейшего шахматного события – матча на первенство мира – в Москве стартовал турнир 22-й категории сложности. Такой исключительно высокой категории, если говорить о соревнованиях с участием более шести гроссмейстеров, достигал ранее за всю историю нашей игры лишь аналогичный прошлогодний форум, также посвященный памяти легендарного Михаила Таля.
Высокая концентрация крупнейших соревнований в одном городе делает честь российской столице и тешит самолюбие московских любителей шахмат, но при этом притупляет остроту восприятия и оказывается способной заметно понизить интерес даже к такому уникальному соревнованию. Подобные соображения побудили английских организаторов всеми силами отбрыкиваться от предлагавшихся ФИДЕ сроков проведения турнира претендентов, вслед за которым – и также в английской столице – должен был начаться традиционный супертурнир «Лондон чесс-классик». В результате претендентские соревнования были сдвинуты на весну следующего, 2013 года. Однако уже произошедший ранее перенос сроков мемориала Таля с ноября на июнь – единственное окно в плотном графике крупнейших шахматных соревнований года нынешнего – стал, увы, свершившимся фактом.
Тем не менее седьмой московский супертурнир, посвященный памяти восьмого чемпиона мира, не мог не вызвать огромного интереса в шахматном мире. Ведь в нем приняли участие сразу восемь представителей первой дюжины мирового рейтинг-листа, и только двое – россиянин Евгений Томашевский и англичанин Люк Макшейн – несколько выпадали из этого звездного списка.
Кстати, Макшейну рейтинг-аутсайдеру соревнования – путевку в Москву подарила экзотическая форма отбора – всемирный интернет-опрос, объявленный организаторами турнира и проведенный на сайте Российской шахматной федерации. Вряд ли его неожиданные итоги порадовали устроителей, но слово надо держать, а успешные выступления в последние месяцы большинства участников (и, кстати, самого Люка) позволили сохранить турниру самое ценное – уникальную
22-ю категорию сложности.
Однако цифры цифрами, а игра игрой. Начался турнир с процедуры жеребьевки, напомнившей о соревнованиях «Формулы-1», на этапах которых основной гонке предшествуют сначала свободная практика, а затем квалификационные заезды. И такой квалификацией на мемориале Таля этого года стал скоротечный предстартовый блицтурнир, а итоговые места, занятые в нем участниками, превратились на следующий день в их номера на решетке стартового поля.
Что и говорить, блиц и «серьезные шахматы» – это две совершенно разные вещи. Однако именно результаты блицтурнира превратились в глазах болельщиков в некий ориентир и даже показатель состояния спортивной формы участников. Поэтому победитель блица – московский гроссмейстер Александр Морозевич (несмотря на свой всего лишь седьмой по общему списку рейтинг) – стал рассматриваться в качестве одного из фаворитов основного турнира. И итоги старта полностью подтвердили уместность подобных оценок. Ведь после четырех туров Морозевич делил первое место с бакинцем Теймуром Раджабовым и явно не собирался останавливаться на достигнутом.
А вот Магнус Карлсен – второй призер блицтурнира и первый номер мирового рейтинг-листа – словно бы задался целью доказать всем, что итоговые результаты шахматных сражений совершенно не зависят от игры в дебюте. Ведь и в стартовой партии против Владимира Крамника, и во втором поединке с Александром Морозевичем юный норвежец то ли подзабыл что-то в своих анализах, то ли просто напутал. Но добытые им в эти дни две половинки очка выглядели одним из тех маленьких чудес, которые призваны оправдать древнюю спортивную мудрость, согласно которой везет сильнейшему. Впрочем, Магнусу к такому положению дел не привыкать, ведь во многих выигранных им турнирах игра молодого норвежца поначалу выглядела столь же малоубедительной.
Так или иначе, но начало супертурнира, стремительно выводящее участников скоротечного соревнования на финишную прямую, не выбросило из гонки за победу никого из титульных фаворитов. Так, солидная и уверенная игра Владимира Крамника словно бы подтвердила то, что отдельные неудачи в блице отнюдь не свидетельствуют о невысоком состоянии высшей спортивной формы. Да и сенсационное поражение Левона Ароняна в поединке с Люком Макшейном опустило армянского гроссмейстера на отнюдь не катастрофический для него 50-процентный рубеж, попутно доказав всем, что слабых на московском супертурнире попросту нет.
Мемориал Таля преодолел турнирный экватор, а три заключительных тура обещают острую и напряженную борьбу с непредсказуемым исходом. Ведь претендовать на победу в турнире может едва ли не половина участвующих в нем гроссмейстеров. Три последних тура будут сыграны завтра, в воскресенье и понедельник..