Владимир Крамник и Левон Аронян.
Фото автора
Через две недели в Москве в Инженерном корпусе Третьяковской галереи начнется матч за мировую шахматную корону. В нем перчатку действующему чемпиону мира Виши Ананду (Индия) бросает претендент на высшее звание израильский гроссмейстер Борис Гельфанд. Именно этот поединок будет находиться в центре внимания любителей шахмат на протяжении всего следующего месяца.
Между тем два других ведущих шахматиста планеты – экс-чемпион мира россиянин Владимир Крамник и Левон Аронян из Армении – словно разогревая публику и предвосхищая майское событие, решили в последнюю декаду апреля провести в Цюрихе классический матч вдвое меньшего формата. Пикантность этому поединку придает то обстоятельство, что по своему текущему рейтингу соперники занимают второе и третье места в мировом списке сильнейших, немного опережая по данному показателю идущего четвертым чемпиона мира и весьма значительно – претендента на шахматную корону.
Иными словами, независимо от истинных намерений организаторов и участников цюрихского сражения оно невольно рассматривается мировой шахматной общественностью как некая альтернатива, а возможно, и ментальный вызов главному матчу международного шахматного календаря. Поединок Крамника с Ароняном – это всего лишь товарищеская встреча двух представителей «большой четверки» современных шахмат. Однако в любом случае ее результат существенно повлияет на пресловутый «гамбургский счет» во взаимоотношениях сильнейших, то есть на наши представления о том, кто же из них станет в ближайшие годы самым главным претендентом на шахматную корону. Восприятие происходящего существенно зависело и еще от одного обстоятельства – качества или, если хотите, зрелищности того действа, которое смогли подарить шахматному сообществу Левон Аронян и Владимир Крамник.
Матч в Цюрихе начался драматично. Уже первая партия закончилась победой черных фигур, которыми руководил армянский гроссмейстер. Подводя ее итоги, можно сказать, что Аронян действовал безупречно, тогда как его соперник допустил множество невынужденных ошибок.
Все началось уже в дебюте после того, как Владимир Крамник решил повторить игру Валентины Гуниной в решающей партии женского чемпионата Европы, в которой россиянка смогла «по заказу» обыграть единоличного лидера Анну Музычук из Словении и завоевать престижный европейский титул. Все те, кто следил за развитием событий в этом поединке в Интернете или мало-мальски внимательно анализировали возникшее положение, не могли не знать, что в распоряжении черных имелось элегантное, но не слишком сложное усиление игры, после которого уже белым было бы нужно думать о спасении партии. Тогда как экс-чемпион мира, похоже, доверился своему первому чисто зрительному впечатлению, а попав в затруднительное положение, не смог сохранить хладнокровие, наделал новых ошибок и быстро проиграл партию.
Впрочем, отдадим должное опытнейшему бойцу. Попав в тяжелейшую матчевую ситуацию, он сохранил хладнокровие, имея черные фигуры, уверенно нейтрализовал давление соперника во второй партии, а в третьем поединке «сменил руку» и сделал крайне редкий для себя первый ход королевской пешкой.
Фирменным оружием Левона Ароняна в открытых началах является контратака Маршалла в испанской партии, однако до применения этого дебюта дело так и не дошло. Первым свернул в сторону Владимир Крамник, применивший безобидный, по всеобщему мнению, дебют четырех коней. Но неожиданно для всех игра не только не успокоилась, но, напротив, даже резко обострилась. Соперники начали обмениваться эффектными тактическим ударами и, только-только завершив сумасшедшее дебютное сражение, тут же попали в сложнейшее окончание, в котором ферзю и двум пешкам Владимира Крамника противостояли три легкие фигуры Левона Ароняна.
Несмотря на то что формальный баланс сил складывался к явной выгоде белых, очень многое зависело от точности разыгрывания возникшего положения. Однако на этот раз россиянин действовал безупречно, тогда как его соперник допустил несколько малозаметных неточностей и потерпел поражение.
В результате счет в матче сравнялся, но главным итогом этой захватывающей партии можно считать резко повысившийся интерес к матчу. Ведь совершенно непредсказуемым стал представляться не только его исход, но и то, что можно условно назвать «творческим наполнением».
Любопытно развивалась и четвертая партия. Применив, как и в предыдущем четном поединке, знаменитую «берлинскую стену», экс-чемпион мира уверено нейтрализовал давление соперника и добился благоприятной для черных ничьей. За два тура до завершения матча интригующее равновесие в счете сохранилось. А это значит, что любители шахмат вправе ожидать на финише столь же яркую и непредсказуемую борьбу с непредсказуемым исходом.