На подписании соглашения: директор ГТГ Ирина Лебедева и председатель наблюдательного совета Российской шахматной федерации Аркадий Дворкович.
Фото с официального сайта РШФ
На прошлой неделе во врубелевском зале Третьяковской галереи произошло событие, которое наверняка войдет в историю мировых шахмат. Было подписано соглашение, по которому очередной матч за шахматную корону между Виши Анандом и Борисом Гельфандом пройдет с 10 по 30 мая текущего года в Инженерном корпусе Третьяковки. В качестве высоких сторон на переговорах выступили генеральный директор музея Ирина Лебедева и председатель наблюдательного совета Российской шахматной федерации Аркадий Дворкович. Торжественная церемония длилась недолго и почти сразу же переросла в оживленную пресс-конференцию, в которой приняли участие все основные заинтересованные лица: президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, председатель правления РШФ Илья Левитов, а также главный поборник и вдохновитель объединения двух столь несхожих между собой искусств – бизнесмен и шахматный меценат Андрей Филатов.
«Конечно, я удивилась, когда организаторы матча за шахматную корону обратились с таким предложением, – рассказала Ирина Лебедева, – но я не скажу, что это стало для меня шокирующим известием. Ведь я считаю – и не раз говорила об этом, – что в наше время музеи все больше становятся местом коммуникаций, встреч и общения, расширяя привычные представления о своих функциях. У зрителей появится дополнительная возможность увидеть шедевры нашего искусства и вспомнить о Третьяковской галерее. Проведение такого значимого матча в стенах Третьяковки – событие важное не только с точки зрения шахматной истории, поскольку оно связано с повышением интереса и внимания к отечественной культуре в целом, которое мы наблюдаем в последние годы».
Кроме того, директор Третьяковской галереи отметила, что матч не помешает проведению традиционной «Ночи музеев»: «Крупнейшая международная акция «Ночь музеев» – приятный, но непростой день для всех нас, а в этом году у нас заявлена еще и тема, связанная с шахматами. Но почти все посетители стремятся попасть в историческое здание в Лаврушинском переулке и выставочный комплекс на Крымском Валу. Матч на первенство мира будет проходить в расположенном достаточно автономно Инженерном корпусе, поэтому никаких проблем не возникнет. Кстати, вход на шахматный матч решено сделать для зрителей бесплатным».
Финансирование предстоящего матча легло на плечи Андрея Филатова, а это почти 5 млн. евро, в том числе – 2,55 млн. призового фонда, 60% которого достанутся победителю, 40% – проигравшему. Отчасти мотивы бизнесмена объясняет его шахматное прошлое: Филатов – сильный кандидат в мастера, защитивший в Минском институте физкультуры диплом профессионального шахматного тренера, а кроме того, подружившийся в столице Беларуси с Борисом Гельфандом, будущим претендентом на высшее шахматное звание. Сам же Филатов объясняет это так: «Мой мотив: Россия в XX веке пережила самые страшные события, какие только может пережить народ: две революции, гражданская война, голодомор, две мировые войны. При этом творили художники, которые создавали шедевры. Но из-за долгой изоляции страны от внешнего мира почти никого из этих художников никто в мире не знает. Так вот, с помощью шахмат я надеюсь показать миру сокровища, которыми обладает наша страна. Привлечь к ним внимание и изменить отношение к нашей стране, отношение к памяти о великих художниках, которым в своем творчестве удалось передать те эмоции, те страсти, трагедии, которые им довелось пережить и переосмыслить. Я очень надеюсь, что когда любители шахмат всего мира будут смотреть партии матча и репортажи о них из Третьяковской галереи, это привлечет внимание и к русскому искусству в целом. Чемпионат мира по шахматам – это великое спортивное событие, но мне хотелось бы, чтобы он выступил бы и в качестве инструмента, способного поднять интерес к русскому искусству».
Похоже, волшебная атмосфера храма искусств оказала воздействие и на президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова, который поведал о настоящем прорыве, достигнутом Международной шахматной федерацией в последние недели.
– Материализуются слова Михаила Ботвинника о том, что шахматы это больше, чем спорт. Это искусство, культура. Когда в президентский совет ФИДЕ со стороны РШФ поступило предложение организовать матч на первенство мира в Москве, рассматривались две точки его проведения: международный инновационный центр в Сколкове и Третьяковская галерея. И я очень рад, что окончательный выбор пал именно на Третьяковку. Это безусловный прорыв, выход шахмат на новый уровень.
– Незадолго до торжественной церемонии подписания этого договора было подписано и еще одно чрезвычайно важное для шахмат соглашение┘
– Я всегда стремился привлечь в шахматы корпоративных спонсоров, и утром того же дня подписал с американской фирмой «Агон» комплексное соглашение о проведении и чемпионатов мира, и розыгрыша мирового Гран-при, и Кубка мира. В ближайшее время руководитель «Агона» американский бизнесмен Эндрю Полсон согласует с представителями ФИДЕ весь календарь крупнейших турниров до 2017 года. Принципиально важно, что «Агон» сразу же переведет на счета ФИДЕ 500 тысяч долларов как гарантию проведения этих соревнований. В результате у ведущих шахматистов мира появятся твердый график и надежное финансовое обеспечение всех крупнейших турниров. У нас отныне не будет сбоев. Контракт включает в себя проведение шести турниров Гран-при, Кубка мира, турнира претендентов и матчей на первенство мира. Общая сумма контракта 12 миллионов евро.
Сроки турнира претендентов уже определены: он пройдет с 23 октября по 13 ноября этого года в Лондоне. И если компания захочет перенести место или время проведения турнира, то 500 тысяч долларов все равно останутся в ФИДЕ. Мы обеспечили себе безоблачное будущее на 11 лет.
Переговоры велись в Лондоне, Нью-Йорке и во многих городах мира на протяжении достаточно долгого времени и два раза даже прекращались в связи с отсутствием взаимопонимания. Ведь наши партнеры отнюдь не альтруисты, они стремятся не только развивать шахматы, но и зарабатывать деньги.
– Как «Агон» собирается этого достичь?
– За счет рекламного времени и привлечения корпоративных спонсоров. Я внимательно изучал проекты контрактов.
Кирсан Илюмжинов: "Мы обеспечили себе безоблачное будущее на 11 лет". Фото Этери Кублашвили |
– Что вы думаете по поводу недавнего заявления Магнуса Карлсена, который сообщил о своем намерении не участвовать в турнире претендентов?
– Я надеюсь, что это было всего лишь его скоропалительное заявление, сделанное в отдельно взятом интервью. Никаких официальных бумаг от Карлсена мы не получали. Но если он решит, что ему выгоднее отказаться, что, отказавшись, он получит больше денег, что его чисто коммерческий интерес состоит именно в этом, это будет его личный выбор. В любом случае мы не можем повлиять на выбор спортсмена.
– Сравнительно недавно в Гибралтаре произошло нечто невероятное: чемпионка мира Хоу Юфань обыграла Юдит Полгар и обошла ее в турнире. Вы не собираетесь провести пусть и неофициальный товарищеский матч между Юфань и Полгар?
– Буквально вчера я провел переговоры с хозяином старейшей швейцарской фирмы по изготовлению элитных женских часов стоимостью от 50 тысяч до 2 миллионов евро. Он специально прилетел в Москву и готов стать спонсором целой серии женских турниров. Мой партнер по переговорам сказал, что мы живем в такое время, когда красоту нужно объединять с умом. А для этого как нельзя лучше подходят именно женские шахматы! Они готовы уже сейчас подарить часы чемпионке мира Хоу Юфань. Задумались мы и об идее проведения матча между Хоу Юфань и Юдит Полгар: Джефри Борг уже ведет переговоры, а часовая фирма (не стану ее пока называть) вполне может выступить спонсором.