Левон Аронян и Теймур Раджабов играют партию последнего тура.
Фото Фрица Агтерденбу
Супертурнир, проходивший во второй половине января в Вейк-ан-Зее, стал не только ярким шахматным форумом, но и вошел в историю игры как знаковое событие. Традиционные соревнования, проходящие в этом небольшом голландском городе, всегда собирают очень интересные составы, а число участников главного турнира фестиваля достаточно велико, поэтому его итоги дают богатую пищу для размышлений и сопоставлений. Если же говорить о «сухом остатке» – главном впечатлении, произведенном нынешним турниром и его результатами, – то его можно охарактеризовать как своеобразную смену вех, смену представлений о соотношении сил в когорте сильнейших.
Нечто подобное в истории шахмат наблюдалось не раз и не два. Так, например, знаменитый «Авро-турнир» 1938 года заметно поколебал незыблемые позиции легендарных чемпионов – Хосе-Рауля Капабланки и Александра Алехина, попутно продемонстрировав возросшую силу молодых: Пауля Кереса, Ройбина Файна, Михаила Ботвинника и Самуэля Решевского. А не менее знаковый Лас-Пальмас-96 похоронил планы проведения объединительного матча «двух К», выдвинув в качестве альтернативных кандидатов в соперники Гарри Каспарову новых молодых героев: Виши Ананда, Владимира Крамника и Веселина Топалова.
Конечно, нынешняя ситуация в шахматном мире заметно отличается не только от довоенной, но и от времен 16-летней давности. Сейчас имя претендента на мировую шахматную корону определяется не рейтингом соискателя, не его реноме или способностью гроссмейстера привлечь спонсорские средства, а итогами целой серии отборочных соревнований. Поэтому для каких бы то ни было разговоров о «случайности» или «несправедливости» результатов честного спортивного отбора нет вроде бы ни малейших оснований.
Все это так, однако отраженное в интернет-форумах коллективное ощущение огромной массы шахматных болельщиков свидетельствует об ином, невольно заставляя вспомнить о решении лидера мирового рейтинг-листа, обладателя шахматного «Оскара» Магнуса Карлсена, отказавшегося год назад от участия в претендентских матчах в Казани.
Тогда многие специалисты выразили свое недоумение, связанное с этим решением, даже осудили его. Однако спустя год на наших глазах – словно бы исподволь – начала выстраиваться новая «антимонархическая реальность», в которой звание шахматного короля стремительно утрачивает прежний лоск и перестает ассоциироваться с представлениями о сильнейшем шахматисте планеты.
Связано это, конечно же, и с традиционным (накануне титульных матчей) снижением спортивных результатов чемпиона мира Виши Ананда. Но куда большую роль сыграли два откровенных провала его будущего соперника Бориса Гельфанда на супертурнирах в Москве и в Вейк-ан-Зее. Ведь если предыдущий – двухлетней давности софийский поединок за шахматную корону – являл собой схватку первого и второго рейтингов мира, то на этот раз съехавшему на четвертую позицию чемпиону будет противостоять соперник из третьей десятки мирового списка сильнейших.
На этом фоне блистательное выступление Левона Ароняна, набравшего в 13 партиях с сильнейшими противниками 9 очков, не может не впечатлять. Левона не смутил даже досадный проигрыш белыми шедшему на последнем месте чеху Давиду Наваре, за который будущий победитель тут же отреваншировался, переиграв в драматическом цейтнотном сражении предпоследнего тура Бориса Гельфанда, после чего, сыграв вничью с Теймуром Раджабовым, обеспечил себе единоличную победу в соревновании.
Подводя спортивные итоги супертурнира, нельзя не отметить уверенную игру разделивших второе место Магнуса Карлсена и Теймура Раджабова. А также яркий успех догнавшего их на финише 19-летнего Фабиано Каруаны, который по своему текущему рейтингу вошел после этого успеха в дюжину сильнейших гроссмейстеров мира.
Но, пожалуй, самым любопытным событием заключительного дня стало подписание Левоном Ароняном и специально приехавшим из Парижа Владимиром Крамником контракта на проведение товарищеского матча из шести партий. Матч между вторым и третьим шахматистами планеты начнется в Москве 20 апреля и завершится всего за 10 дней до открытия поединка за шахматную корону, в котором встретятся Виши Ананд и Борис Гельфанд.