Начало решающей партии в Техасе.
Фото предоставлено организаторами турнира
Паузу, образовавшуюся между финалом Большого шлема и командным чемпионатом Европы, заполнили два крупных турнира, которые проходили в не самых ярких точках шахматной карты.
Первым закончился Unive Tournament в голландском Хогивене. В главном турнире этого фестиваля принимали участие всего четыре гроссмейстера, в том числе Владимир Крамник и Юдит Полгар, которых организаторы представляли как своеобразных профессоров. Тогда как их соперники – молодой чемпион Голландии Аниш Гири и француз Максим Вашье-Лаграв – виделись в образе студентов.
Соревнование проходило по обычной двухкруговой системе с классическим контролем времени и привычным зачетом очков. Его результаты перестали вызывать сомнения еще до завершения первого круга, после того как сильнейший российский гроссмейстер обыграл сначала Гири, а затем и Полгар. Тем не менее предпоследний тур соревнования мог вернуть турниру спортивную интригу и непредсказуемость. Бессменный лидер играл в этот день со своим основным преследователем Максимом Вашье-Лагравом, и если бы молодому французскому гроссмейстеру удалось одержать в этой партии победу, то он мог бы догнать на финише экс-чемпиона мира.
Но Крамник провел ключевую партию осмотрительно и сильно. Правда, сложнейшее окончание, которое возникло на доске незадолго до первого контроля времени, не сулило белым прямого пути к выигрышу. Однако, использовав малозаметные ошибки соперника, Крамник нашел неочевидный путь к победе и независимо от исхода заключительного поединка обеспечил себе единоличную победу и во всем соревновании.
В Москве внимательно следили за происходившим в Голландии не из одних лишь симпатий к российскому гроссмейстеру. От числа очков, набранных Крамником в Хогивене, напрямую зависела категория мемориала Михаила Таля. Потому-то, поздравляя Крамника с победой, позволившей ему вернуться в клуб «восьмисотников», членами которого кроме него являются сейчас только Магнус Карлсен, Виши Ананд и Левон Аронян, нельзя не отметить и параллельный успех организаторов форума, стартующего через две недели в российской столице. Теперь они вправе гордиться тем, что предстоящий турнир окажется первым в истории турниром 22-й категории сложности, то есть соревнованием, средний рейтинг которого перевалит за фантастическую отметку 2775.
Между тем в расположившемся вдали от мировых очагов цивилизации Техасском технологическом университете завершился первый крупный международный турнир, организованный шахматным фондом экс-чемпионки мира Сусан (Жужи) Полгар. Так уж случилось, что три сестры – три легендарные шахматистки – живут ныне в трех разных уголках планеты, но продолжают заниматься одним и тем же – популяризацией шахматного искусства. Жуже, осевшей в глубинах южного американского штата, удалось сделать невероятное: пробить для будущих студентов ТТУ несколько «шахматных» стипендий. Одна из них досталась этим летом Георгу Мейеру – участнику недавнего супертурнира в Дортмунде.
Этот молодой немецкий гроссмейстер считался перед началом соревнования одним из его фаворитов. Однако уже на старте лидерство захватил экс-чемпион мира по блицу Леньер Домингес. И хотя двое преследователей буквально дышали кубинскому гроссмейстеру в затылок, ничто даже по ходу заключительного тура не предвещало серьезных перемен в лидирующей группе.
Решающую роль сыграли опасения Домингеса упустить буквально в последний момент турнирную победу, что, сыграй он вничью с вьетнамцем Ле Хуанг Льемом, неминуемо произошло бы в случае успеха игравшего по соседству Георга Майера в партии с Себастьяном Феллером. Однако немец с французом вскоре согласились на ничью, а вот сам Леньер Домингес попался в ловушку, главный вариант которой (до него, кстати, дело так и не дошло) можно было бы выдвинуть на конкурс красивейших ловушек XXI века, если бы такой существовал. В результате чистое первое место досталось двухкратному победителю турниров «Аэрофлота» Ле Хуанг Льему, а второе и третье разделили Георг Майер и Леньер Домингес.