Во время матча в Леоне.
Фото Леонсио Гарсии
Неделю назад подвели итоги матч-турнира претендентов. Без сомнения Виши Ананд наблюдал за этой игрой. А кроме того, готовился к другому поединку – матчу против Алексея Широва, сильнейшего испанского гроссмейстера. Однажды уже соперничавшего с Виши - 11 лет назад, в Тегеране, где на кону стоял титул чемпиона мира ФИДЕ.
На этот раз соперникам предстояло сразиться в испанском Леоне. Когда-то здесь проводили матч-турниры по так называемым продвинутым шахматам, по правилам которых гроссмейстеры имели право пользоваться помощью компьютеров. Затем организаторы решили вернуться к шахматам обычным. Очередное леонское противостояние свелось к сражению постоянно проживающего в Испании чемпиона мира и рижанина, уже много лет выступающего под испанским флагом.
Матч игрался на большинство из шести партий, причем использовался не обычный «промежуточный» контроль времени: по часу на всю партию с автоматическим добавлением 30 секунд после каждого сделанного хода. Проводя по две партии в день, но сохранив «серьезность игры», удалось втиснуть все соревнование в один week-end.
Нельзя сказать, что, пригласив Алексея Широва в качестве оппонента Виши Ананда, организаторы стремились облегчить действующему чемпиону жизнь. Конечно, со значительным преимуществом лидирует индийский гроссмейстер, но знаменитый своей непредсказуемостью рижанин тоже способен обыграть едва ли не всех на соревновании суперкласса.
Первая партия матча началась интригующе. Проведя интереснейший план, игравший белыми Широв захватил инициативу и поставил перед соперником сложные проблемы. Однако Ананд продемонстрировал чемпионский класс и смог удержать позицию.
Во второй партии индийский гроссмейстер сам бросил рижанину перчатку и предложил помериться силами в острейшем разветвлении так называемой антимосковской системы, послужившей Ананду верой и правдой в боннском матче за шахматную корону против Владимира Крамника. В этот раз белые принадлежали самому Виши, а первым ушел в сторону его противник. Положение казалось неясным, но несколько точных ударов чемпиона склонили чашу весов в его пользу и позволили белому ферзю заматовать в центре доски вражеского короля.
Эта партия показала, насколько здорово оснащен Виши Ананд в дебютном отношении, а следующий поединок лишь укрепил сложившееся впечатление. В редчайшем разветвлении защиты Каро–Канн, играя черными, чемпион уже на шестом ходу применил парадоксальную новинку, не только поставившую под сомнение замысел соперника, но обеспечившую ему победу.
Судьба матча была решена, но на следующий день любителей шахмат также ожидала яркая схватка. Пятая партия, начало которой не предвещало никаких сюрпризов, вскоре перешла в спокойное окончание. Король Широва устремился вперед – на помощь собственной армии, но неожиданно угодил в матовую сеть. Для того чтобы эту сеть сплести, Ананду было необходимо сначала пожертвовать две пешки, а затем сделать несколько точных тихих ходов.
Окончательный счет 4,5:1,5 в пользу чемпиона мира. На столь ярком фоне меркнут 27 ничьих, зафиксированных в 30 сыгранных в Казани классических партиях. Однако сравнивать товарищеский матч с официальными поединками претендентов кажется неправомерным. У каждого соревнования свои законы, в том числе неписаные.