0
1303
Газета Авторские колонки Интернет-версия

03.06.2011 00:00:00

Психология шахматных соперников

Тэги: шахматы, спорт, турнир


шахматы, спорт, турнир Борис Гельфанд теперь сосредоточен на предстоящем поединке с Виши Анандом.
Фото автора

На прошлой неделе в Казани завершились матчи претендентов на звание чемпионов мира по шахматам. Их победителем стал израильский гроссмейстер Борис Гельфанд, который обыграл в финале россиянина Александра Грищука, завоевав таким образом право на матч с действующим чемпионом мира Виши Анандом в 2012 году. После соревнования с Борисом ГЕЛЬФАНДОМ побеседовала Марина МАКАРЫЧЕВА.

– Борис, сейчас Ананд не только чемпион мира, но и лидер мирового списка рейтингов. Как складывались ваши предыдущие встречи за шахматной доской и какой сейчас счет в ваших поединках с Виши?

– Точных цифр я не помню, но могу сказать, что где-то в начале 1990-х я имел заметное преимущество, которое составляло то ли +4, то ли даже +5 в мою пользу. Однако в период 1994–1997 годов Ананд смог не только отыграться, но даже вышел на одно очко вперед. После этого исключительно результативного периода едва ли не все встречи между нами заканчивались вничью. Не возьмусь утверждать наверняка, но, кажется, именно такой баланс удерживается между нами и сейчас.

– Иными словами, несмотря на заметное превосходство чемпиона мира по текущему рейтингу, у вас есть все основания дать ему серьезный бой. Тем более что, по всеобщему мнению, вы один из немногих в мире, кто способен поспорить с Анандом в области дебютной оснащенности. Кстати, по числу приглашенных тренеров-секундантов вы в Казани опередили всех других претендентов. Это не случайно?

– Мои помощники – гроссмейстеры Александр Хузман, Павел Эльянов и Максим Родштейн – это не только прекрасные специалисты, но и очень приятные люди, с которыми меня давно связывают дружеские отношения. Создание и поддержание хорошего микроклимата в коллективе – это столь же важная задача, как и чисто аналитические результаты. Команда у нас во всех отношениях сложилась очень хорошая и сыгранная.

– Расскажите поподробнее о своем будущем сопернике по матчу за шахматную корону.

– Виши Ананд – замечательный шахматист и большой человек. Поэтому матч с ним для меня – это прежде всего большая радость, вызов и значительное событие в жизни.

– У разных шахматистов принципиально различные подходы к таким противостояниям. Я имею в виду даже не чисто шахматную подготовку, а психологический настрой. Например, Михаилу Ботвиннику для более сильной и эффективной игры желательно было перед матчем за мировую шахматную корону поссориться с будущим противником. Тогда как Тигран Петросян и Борис Спасский, напротив, действовали лучше всего, если ничто в чисто человеческом плане не омрачало их отношений с соперниками. Мне кажется, что в этом отношении вы похожи скорее на Петросяна и Спасского...

– Безусловно, это так. Мне очень важно иметь возможность думать только об игре, концентрироваться исключительно на решении чисто шахматных вопросов. И не волноваться о том, чтобы, скажем, не случилось чего-нибудь подобного тому, что произошло в пятой партии матча 2006 года в Элисте или после нее*. Это позор... Кстати, подобные скандальные события могут резко взвинтить интерес к шахматам только на короткое время, в долгосрочной перспективе они сказываются на нашей игре самым прискорбным образом. Так, после скандалов, которых, увы, случилось за последние 20 лет не так уж мало, из шахмат уходят реальные спонсоры и не приходят потенциальные. Однако, если говорить о моем предстоящем поединке с Виши Анандом, то, к счастью, подобное нам не грозит. Да в Казани обо всех трех своих соперниках – Шахрияре Мамедьярове, Гата Камском и Александре Грищуке – я могу сказать только самые теплые слова. Все они, несмотря на горечь поражения и досаду, возникавшие после проигрышей в упорных и почти равных матчах, очень тепло поздравили меня с победой. Всегда очень приятно играть, зная, что можно просто готовиться к партиям и садиться за шахматный столик, будучи твердо уверенным, что ни какая-либо прослушка, ни иные не шахматные сюрпризы со стороны соперника вам не грозят.

– То есть вы полностью доверяете Виши Ананду? Согласились бы вы провести матч на родине чемпиона мира – в Индии?

– Говорить о матче на поле соперника пока рановато. Я надеюсь, что у этого поединка найдутся и иные – не только индийские – спонсоры. При игре в Индии меня беспокоят совсем иные проблемы, нежели те, о которых мы только что говорили. Это специфическая страна с непростым климатом и опасной для желудков европейцев микрофлорой и микрофауной. Находясь в Индии, нужно ни на секунду не забывать о том, какие продукты и напитки берешь в рот. Если предположить, что матч все-таки пройдет в этой стране, придется взять с собой немало съестного и тщательно кипятить всю питьевую воду. Именно поэтому мне хотелось бы, чтобы матч прошел бы где-нибудь в Европе. Но если предположить, что индийская заявка окажется единственной по-настоящему привлекательной для участников, то я готов играть с Виши Анандом и на его поле.

– А вы были бы готовы сыграть такой матч без практиковавшихся здесь, в Казани, металлодетекторов, систем подавления радиосигналов в игровой зоне, полунепрозрачного экрана, сквозь который со сцены не видно абсолютно ничего?

– Иными словами, вы хотите узнать, насколько я доверяю своему будущему сопернику?

– Да.

– Виши Ананду я доверяю абсолютно.

* Речь идет о так называемом туалетном скандале. Владимир Крамник накануне матча с Веселином Топаловым заявил протест и потребовал извинений в связи с клеветническим демаршем болгарской стороны. Она обвинила шахматиста в слишком частом посещении туалета, в котором он, согласно предположению, получал нелегальные подсказки с помощью неких электронных устройств. Протест был удовлетворен апелляционным жюри лишь частично. Крамник отказался выходить на пятую партию, и болгарскому гроссмейстеру, отстававшему до этого в счете с разницей в два очка, было засчитана техническая победа. Ни тот, ни другой участник не желали продолжать борьбу, если не будут удовлетворены их требования: Крамник требовал извинений и переигровки пятой партии, Топалов – сохранения полученного в ней «плюса». В результате (по неофициальным данным) оба участника обратились к Кирсану Илюмжинову с предложением переиграть матч в другое время и в другом месте, начиная со счета 0:0. Президент ФИДЕ заявил, что такой скандал федерации не нужен, и попросил участников продолжить матч. Спустя два дня матч был продолжен начиная со счета 3:2 в пользу Владимира Крамника. Отношения между Крамником и Топаловым были испорчены навсегда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1102
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
693
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
482
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
694

Другие новости