Приближающиеся предновогодние дни отмечены концентрацией крупнейших шахматных соревнований. Два из них – женский чемпионат мира и суперфинал российского мужского чемпионата – еще продолжаются, а еще одно – турнир «Лондон чесс классик» – завершилось вчера.
Не станем долго грустить по поводу не слишком удачного выступления россиянок в турецкой Антакии и утешаться тем, что почти столь же неубедительными выдались и выступления всех остальных шахматисток, представляющих страны Старого и Нового Света. Задолго до финиша (примерно за 10 дней до завершения женского мирового форума) стало ясно: корона шахматной королевы-2010 уедет или в Индию, или в Китай.
Хотя бы отчасти причины этого феномена объясняются особенностями календаря нынешнего года – тем невероятным напряжением, с которым наши девушки вели борьбу за победу на Всемирной олимпиаде и добились ее. А затем после совсем небольшого перерыва начали сражаться между собой на престижнейшем суперфинале российского чемпионата. Короче, ни энергии, ни вдохновения на еще один «последний и решительный бой» у них попросту не осталось.
Можно, конечно, посетовать на не слишком удачные сроки, на которые был запланирован наш женский суперфинал, но справедливости ради стоит отметить, что и любое иное время его проведения было бы связано с теми или иными издержками. А поскольку очевидно, что при составлении российского календаря все внимание было уделено подготовке к Всемирной шахматной олимпиаде, то остается лишь порадоваться, что этот главный расчет себя полностью оправдал.
Тем временем в Лондоне завершился становящийся традиционным супертурнир «Лондон чесс классик», на котором особое внимание привлекало одновременное выступление чемпиона мира Виши Ананда, экс-чемпиона Владимира Крамника и обладателя шахматного «Оскара-2009» Магнуса Карлсена. На турнире применялся не слишком удачный, на наш взгляд, «футбольный» зачет, при котором за победу начисляется три очка, а за ничью – только одно. И именно этот фактор сыграл в соревновании решающую роль.
И Владимир Крамник, и Хикару Накамура, и Магнус Карлсен с самого начала прекрасно помнили о том, что при «антиклассической» системе зачета проигрывать не слишком страшно, однако в одночасье подогнать свою игру под новые непривычные реалии, полностью меняющие всю структуру вековых шахматных ценностей, попросту невозможно. Конечно, если вы родились Михаилом Талем, Адольфом Андерсеном или Михаилом Чигориным, никаких специальных усилий вам прилагать не потребуется, но, будучи Тиграном Петросяном или Владимиром Крамником, сделать это чрезвычайно трудно.
Похоже, Крамник такую попытку все-таки предпринял, и, хотя дополнительный риск обернулся для него осечкой в партии против чемпиона США Хикару Накамуры, это поражение не помешало экс-чемпиону мира включиться в борьбу за первое место. Решающим для Крамника вполне мог оказаться поединок предпоследнего тура против Магнуса Карлсена, выиграв который россиянин единолично возглавил бы турнирную гонку и получил все шансы завоевать главный приз. Но, великолепно проведя партию и доведя ее до совершенно выигрышного окончания, экс-чемпион грубо ошибся и позволил изобретательному сопернику добиться этюдной ничьей.
Этот результат сохранил за обладателем шахматного «Оскара» лидерство, которое (благодаря победе молодого норвежца в заключительном туре над Найджелом Шортом) превратилось в единоличную турнирную победу.
Прекрасно помня о том, что победителей не судят, не можем все же не напомнить, что двум своим конкурентам – чемпиону мира Виши Ананду и английскому гроссмейстеру Люку Мак-Шейну – Карлсен проиграл, а в поединке с Владимиром Крамником находился буквально в полушаге от поражения.
Любопытно, что лишь благодаря победе в заключительный игровой день Магнус смог поравняться с лидерами по числу обычных шахматных очков, а заодно вернул себе и первую позицию в рейтинг-листе сильнейших гроссмейстеров планеты. До этого в списке лидировал чемпион мира Виши Ананд...