Магнус Карлсен (справа) лидирует на турнире в Няньцзине.
Фото предоставлено организаторами
Послезавтра в китайском Няньцзине должен завершиться очередной супертурнир. Хотя соревнование еще продолжается, можно подвести кое-какие итоги.
Прежде всего юный 19-летний норвежец Магнус Карлсен вновь доказал шахматному миру, что его крайне неудачные выступления на Всемирной шахматной Олимпиаде и на финале «Большого шлема» – отнюдь не симптомы, свидетельствующие о начале длительного спада. В Няньцзине Карлсен действовал в своей прежней провокационно-раскованной манере, словно подзадоривая не только соперников, но и самого себя. Количество набираемых Карлсеном очков оказалось в Китае куда более высоким, чем в Ханты-Мансийске и Бильбао. Он сразу вернул в списке текущих рейтингов свою привычную первую позицию, с которой в начале октября он спустился на третье место. Одним из поверженных юным викингом шахматных грандов оказался экс-чемпион мира Веселин Топалов, чья очередная неудача уже обозначила вполне определившуюся тенденцию.
Трудно сказать, что именно случилось с этим ярким шахматным воином. Пиковой точкой спада, надломившей болгарского гроссмейстера, стала его неудача в матче за шахматную корону. Проигрыш матча на первенство мира Виши Ананду полностью выбил Топалова из колеи и как будто лишил его мотивации двигаться вперед.
Между тем на родине Топалова в болгарском Пловдиве завершились европейские кубки шахматных клубов, командные турниры, уступающие по скоплению звезд разве что Всемирным Олимпиадам и клубным чемпионатам России. Эти соревнования при всей мощи участвующих в них гроссмейстеров прошли для большинства нешахматных болельщиков практически незаметно. Тем не менее итоги кубков дали немало поводов порассуждать о силе шахматной команды и ее связи с рейтингами выступающих за эту команду гроссмейстеров.
Если полагать, что сила отдельных участников коллектива определяет общий результат, то на европейском Кубке должен был доминировать бакинский Socar. Его рейтинг-превосходство над основными конкурентами был почти столь же значителен, как у мужской сборной России на четырех последних Всемирных Олимпиадах. Но, несмотря на то что в составе бакинцев успешно выступили такие сильные гроссмейстеры, как москвич Александр Грищук и рижанин Алексей Широв, Socar смог финишировать только четвертым. Победу на Кубке праздновали шахматисты саратовского «Экономиста».
По чисто формальным критериям «экономисты», среди которых трое россиян, двое украинцев и по одному гроссмейстеру из Китая и Израиля, представляли собой типичную сборную. Очевидно, что, выступая уже не первый год в практически неизменном составе, они успели обрести и «чувство плеча», и «командную сплоченность» и весь тот набор трудноформализуемых признаков, который отличает сильные шахматные коллективы. И позволяет им в решающие моменты решающих матчей переламывать ход борьбы в свою пользу. Именно так повергли саратовцы всех основных конкурентов. Их итоговый результат – шесть побед при одной командной ничьей – нельзя не признать фантастическим.
Почти так же лестно можно высказаться и о серебряных призерах Кубка, шахматистах ханты-мансийской «Югры», хотя в их составе не было ни одного иностранного легионера. На третью ступеньку пьедестала почета поднялись шахматисты черниговского клуба с загадочным названием A DAN DZO & PGMB, которые стартовали, имея всего лишь 11-й турнирный рейтинг.
Впрочем, неудачи таких клубов, как «Мика» (Ереван) и Socar (Баку), можно связать всего лишь с малоутешительными для армянской и азербайджанской сборных итогами недавно закончившейся Олимпиады. Тогда как будущие победители воспринимали начавшийся европейский клубный Кубок как едва ли не главное для себя событие спортивного года.