На мой дилетантский взгляд, история человечества была во многом историей обретения каждым отдельным человеком возможности по образу и подобию делать свой собственный, никем не ограниченный выбор. К этому в конечном счете сводились практически все социальные реформы и революции.
Человек постепенно расширял рамки собственной свободы, учился правильно ею пользоваться, постигал меру своей ответственности, которая всегда была оборотной стороной права выбирать.
Люди постигали премудрости индивидуального существования, отвоевывая у государства и его институтов территорию, на которой обустраивали свою частную жизнь. Счастливой она была или не очень – вопрос второй, главное – они определяли ее сами.
Жить там, где родился, или там, где хочется. Возделывать доставшийся от предков надел или продать его и перебраться в город. Молиться солнцу, ветру, двенадцати месяцам или единому богу, и какому именно, и на каком языке, и сколькими пальцами креститься. Или не молиться вообще, а верить в большой взрыв, эволюцию и прививки. Вкалывать на мануфактуре, подобно трем поколениям семьи, или писать стихи и жить собирательством. Симпатизировать консерваторам, демократам, коммунистам, монархистам, анархистам, либералам или одинаково презирать их всех. Слушать симфонии, марши, рок, поп, металл, шансон, оперу, электро или зависать на Груше. Читать Мопассана, Толстого, Толстую, Солженицына, Пелевина, газеты, вывески или этикетки. Спать с женщинами, с мужчинами, с теми и другими или исповедовать целибат. Интересоваться тем, что на самом деле происходит, или жить, не вдаваясь в подробности. Идти туда, куда хочется, с теми, кто нравится, или не ходить никуда. Делиться своим мнением на кухне, выкрикивать его на митинге, рассылать в газеты или держать при себе. Голосовать или вовсе не ходить на выборы. Участвовать или не участвовать. Быть или не быть.
Прогресс и процветание всегда ассоциировались с расширением количества опций для выбора, реакция и социальная катастрофа – с ограничением или даже отменой возможности выбирать. По-моему, это безошибочный определитель качества жизни в отдельно взятой точке пространства в конкретный момент истории.
Один сорт колбасы на прилавке – так себе. Сто сортов – хорошо. Сто сортов, но дорого и недоступно большей части населения – проблема. Два канала ТВ – маловато, пятнадцать – куда лучше. Пятнадцать каналов, демонстрирующих трэш, – надо серьезно задуматься. Одна партия в парламенте – все равно что ни одной.
Три – уже неплохо. Три партии с совпадающим по большинству вопросов мнением – то же, что и одна.
Случающиеся исключения, как правило, только подтверждают закономерность. Например, сто сортов колбасы и все испорченные – магазин закрыть, директора под суд. Семь нянек – дитя без глаза. Десять партий в Думе и ни одной дельной – власть захватывает наиболее шустрый и наименее щепетильный.
А еще мне кажется, что развитие человечества похоже на процесс взросления отдельного человека. Маленькие люди, начиная с полной зависимости и абсолютной беззаботности, с каждым годом обретают – получая мирным путем или отжимая в сражениях со взрослыми – все больше и больше прав и, как следствие, одну обязанность за другой. Обычно к совершеннолетию энергия освобождения от гнета старших достигает максимального значения и дальше постепенно сходит на нет под воздействием силы общественного трения, обеспеченной законами и обычаями взрослой жизни.
Кстати, у небольшого количества эта детская тяга к абсолютной свободе не иссякает до седин – из этих получаются лидеры освободительных и протестных движений, борцы за идею или криминальные авторитеты. Но речь не о них. Большинство успокаивается на разумной середине, где свобода и ответственность в равных долях образуют наиболее прочную и надежную опору для нормального существования. На этом большинстве держится цивилизация.
Возможно, кто-нибудь ученый скажет, что в моих рассуждениях мало научного. Во-первых, достаточно. Во-вторых, кто виноват в том, что я вынужден при помощи золотой веревочки, ведерка, щепотки перца и перегоревшей лампочки доказывать вам совершенно очевидные вещи в газетной заметке на 4400 знаков?
Просто запомните: залог нашего будущего процветания в многообразии опций и возможности свободного выбора из них.
И не заставляйте подданных ходить строем, а детей исправлять ваши ошибки. Ни те, ни другие вам этого не простят.