Магнус Карлсен играет вслепую с Владимиром Крамником.
Фото предоставлено организаторами
Вчера поздно вечером в Ницце завершился традиционный супертурнир, на котором 12 выдающихся гроссмейстеров современности выясняли отношения между собой, сражаясь в совершенно нетрадиционные шахматы. Зачет на этом соревновании производился как в двух отдельных номинациях – в быстрые шахматы и при игре вслепую, так и в так называемой «комбинации» – по сумме всех набраных на турнире очков.
После первых четырех игровых дней можно было уверенно предсказать: борьба за победу во всех трех номинациях пойдет между лидером мирового рейтинга юным норвежцем Магнусом Карлсеном и дважды обыгравшим его в первом сдвоенном туре многоопытным львовянином Василием Иванчуком. Их заочная дуэль находилась в центре внимания. Казалось, больше шансов было у более выносливого и менее впечатлительного норвежца. Но на этот раз склонный к импровизации Иванчук старался не рисковать без крайней необходимости. Это позволило ему (единственному из всех участников) не проиграть до последнего тура ни одной партии.
В то же время невозмутимый Карлсен раз за разом сеял на доске ветер и пожинал бурю. В начале турнира творчество Карлсена порождало ассоциации с тонким блефом опытного игрока в покер, мастерски контролирущего уровень допустимого риска. Но ближе к финишу стало казаться, что игровой азарт окончательно взял в душе Магнуса верх над доводами рассудка. Об этом говорят пять поражений в отдельных партиях (правда, при двенадцати победах).
Куда более скромными представлялись финишные перспективы обладателя Кубка мира Бориса Гельфанда и экс-чемпиона планеты Владимира Крамника, а также еще двух россиян – Александра Грищука и Сергея Карякина. Было понятно, что кто-то из них, стремясь не распылять силы, сделает ставку лишь на один из видов экзотического многоборьбя. И именно так поступил чемпион России Александр Грищук, начавший при игре не глядя на доску решительное восхождение по ступеням турнирной лестницы, но зато съехавший в «быстром» зачете на одно из последних мест.
Схватка Бориса Гельфанда с экс-чемпионом мира Владимиром Крамником отличалась особой принципиальностью. Отбить атаку обладателя белых фигур, пожертвовавшего ради нее в дебюте целых две пешки, Крамнику было непросто. Однако россиянин великолепно справился с решением этой задачи.
Александр Грищук, чье высочайшее мастерство карточного игрока высоко ценится не только в шахматных, но и в покерных кругах, не терял хладнокровия ни на минуту. В игре вслепую Грищуку удавалось подбирать к каждому сопернику свой индивидуальный ключик. Так, оборону имевшего белые фигуры Петра Свидлера сокрушила невероятная позиционная жертва ферзя всего лишь за две легкие фигуры. Без тщательного анализа трудно сказать, мог ли Свидлер защищаться точнее, но в любом случае действия Грищука в этой партии производят сильное, художественное впечатление. Зато в предпоследнем туре, встречаясь с титульным аутсайдером Яном Смитсом, Грищук отказался от каких-либо красот и смог дважды одолеть соперника исключительно за счет своего упорства и... усталости голландца. В результате за два тура до финиша Грищук оторвался от ближайших преследователей на полтора очка и практически обеспечил себе победу в «слепом» зачете супертурнира.
Однако предпоследний тур сложился для него весьма драматично. Пытаясь переиграть в сложной, но примерно равной позиции победителя Гран-При ФИДЕ Левона Ароняна и тем самым досрочно обеспечить себе первое место, Грищук увлёкся поисками ускользающей истины, просрочил время и позволил Магнусу Карлсену сократить своё отставание до минимума. В заключительном туре имя победителя в этой престижной номинации должна была назвать встреча лидеров между собой.
В быстрых шахматах и в "комбинации" Василий Иванчук, дважды сыгравший в предпоследнем туре вничью с Владимиром Крамником, и вовсе уступил несгибаемому Магнусу Карлсену первую строчку в турнирной таблице, что окончательно запутало ситуацию накануне последнего тура. Всё должно было решиться во встречах Карлсена с Грищуком, Иванчука со Свидлером и Крамника с Карякиным. На момент подписания номера в печать окончательные итоги турнира были неизвестны.