Отказавшись от коммунистической идеологии, мы отреклись от всех ее практических наработок.
Фото Елены Рыковой (НГ-фото)
Мне, как главному редактору журнала о людях и для людей, каждый месяц на протяжении последних восьми лет приходится задумываться о героях для очередного номера. У меня нет очевидных критериев для поиска или мануала, при помощи которого можно определить, является ли человек подходящим для публикации или нет. Я просто ищу и нахожу людей, которые сумели сделать в этой жизни то, что мне кажется значимым, интересным или перспективным.
Я делаю это не только потому, что получаю удовольствие от своей работы, но и потому, что нашему обществу не хватает общепризнанных примеров для подражания. И детям, и взрослым нужны – помимо Человека-паука и Путина – понятные и очевидные ориентиры, по которым можно было бы сверять свой курс.
В поиске и популяризации таких людей, их образа жизни и способа мышления заключается, по-моему, одна из важнейших миссий средств массовой информации. И только потом идут советы по укреплению взаимоотношений, улучшению пищеварения, повышению надоев, обновлению гардероба, расширению автопарка или оснащению дома интеллектом.
При Советской власти таких примеров, истинных или вымышленных, было много, может быть, слишком много – герои войны и труда, космонавты и полярники, покорители целины и строители городов, выдающиеся ученые и заслуженные учителя, лауреаты конкурсов и матери-одиночки, наконец. Тогда даже артисты не только развлекали, но и демонстрировали своим примером, чего может добиться человек, приложив к своему таланту упорный труд и целеустремленность. Все это не могло не вселять оптимизма, хоть и раздражало порой изрядно.
Отказавшись от коммунистической идеологии, мы махом отреклись от всех ее практических наработок, не предложив ничего взамен.
Воины единобожия, уничтожая огнем и мечом язычество, озаботились хотя бы тем, чтобы на фундаментах разоренных языческих храмов были возведены монотеистские, а дни, выделенные под чествование множества старых богов, были отведены под праздники во славу одного нового. Потому что нет для общества ничего опаснее пустоты и неопределенности. На место, опустевшее в сердце среднего россиянина после бульдозерной деидеологизации 90-х, тут же объявилась хренова туча арендаторов – от Бенджамина Франклина до Саши Белого. Хотя, если кто помнит, до ликвидации системы всем нам казалось, что мы, как нация, заслуживаем большего.
С тех пор я не перестаю себя спрашивать, а нужны ли нашему обществу герои, а нашим детям образцы для подражания или им достаточно родителей, а для всего остального есть литература, кинематограф и компьютерные игры? И кто может в наше перегруженное информацией время являться маяком для других? С кого, одним словом, делать жизнь юноше, обдумывающему житье? И чей пример подвигнет его перемахнуть через офисные флажки и попробовать, как говорят наши бывшие будущие вероятные противники, make the difference?
Вырвавшись из-под гнета одной доктрины, мы имеем все шансы попасть под гнет другой, не менее страшной. Безыдейность – это не альтернатива идеологии, а ее худшая разновидность. В безыдейном обществе доминирует крайняя степень прагматичности, которая не оставляет места состраданию, любви и творчеству, потому что они не выгодны по определению. В результате – нищие старики, брошенные дети, умирающая природа, обворованное государство, загибающаяся наука и жизнь в кредит за счет будущих поколений. И вот мы уже почти поверили, что качество нашей жизни зависит от цены на нефть.
Нам нужна не только радикальная модернизация, но и те, кто обладает пониманием того, что это на самом деле такое. Один из тех, кого я считаю безусловным героем нашего времени, Вадим Дымов сказал мне в интервью для мартовского номера журнала: «Модернизация – это не замена станков, а процесс, который происходит в голове. Это модернизация сознания, ощущений, ожиданий... Это появление какой-то внятно выраженной миссии...»
Нашему запутавшемуся в путеводных нитях социуму действительно нужны те, кто способен мыслить за рамками аквариума. Мы нуждаемся в тех, кто может в оглушающем нас информационном шуме расслышать верную мелодию и напеть ее остальным. Нам нужны те, с кем наша жизнь может стать лучше и достойней. Учителя, врачи, строители, ученые, бизнесмены, офицеры, инженеры, программисты, спортсмены, дворники, артисты, пилоты, геологи, политики – специализация и масштаб не столь важны. Важна суть, и важен позитивный вектор. Нам нужны герои. И я продолжаю их искать.