0
1330
Газета Авторские колонки Интернет-версия

12.03.2010 00:00:00

Играть вслепую

Марина Андрейкина

Об авторе: Марина и Сергей Макарычевы - шахматные обозреватели "НТВ-плюс".

Тэги: ницца, шахматы, турнир


ницца, шахматы, турнир На Лазурном берегу соревнуются не только кинофильмы, но и шахматисты.
Фото Reuters

Сегодня на Лазурном берегу Франции, в легендарном отеле Palais de la Mediterranee города Ниццы, открывается шахматный супертурнир. В нем 12 ведущих гроссмейстеров мира начнут выяснять отношения в рамках весьма необычного двоеборья, сначала играя между собой вслепую, а затем – спустя какие-то полчаса – меряясь силами в обычные быстрые шахматы.

Игра вслепую, неизменно ошеломлявшая и очаровывавшая «широкие болельщицкие массы», никак не регламентируется ни спортивными кодексами, ни правилами ФИДЕ. Поэтому с официальной точки зрения может рассматриваться лишь как некий факультатив организаторов удивительного форума. Однако то поразительное обстоятельство, что нынешний «Амбер-турнир» окажется уже 19-м по счету, побуждает относиться к традиционному соревнованию не только с вполне объяснимым любопытством, но и с немалым уважением.

Началось все с того, что известный голландский бизнесмен, большой любитель шахмат и меценат Йоп ван Остерём, поселившийся после своего отхода от дел в Монако, решил осчастливить шахматный мир (а заодно и себя) учреждением некой новой, чрезвычайно зрелищной формы игры. Вкладывая в проведение турниров немалые деньги и привлекая для участия в них практически всех ведущих шахматистов мира, Остерём не стремился ни к широкому освещению этих соревнований по телевидению, ни к иным формам популяризации своего детища.

Первоначально все «Амбер-турниры», проходя, как и сейчас, под эгидой Ассоциации Макса Эйве (голландца, пятого чемпиона мира по шахматам), проводились в Монте-Карло, однако два года назад перекочевали в расположенную неподалеку Ниццу. Незначительные изменения претерпевала и формула турнира, но его творческое наполнение, предполагавшее состязание лучших гроссмейстеров планеты по игре не глядя на доску, всегда оставалось неизменным.

Кстати, насколько легко или тяжело человеку играть вслепую, принимать решения, не видя перед собой ни доски, ни шахматных фигур? Все шахматные профессионалы постоянно занимаются чем-то подобным в ходе своей практической деятельности. Во время соревнований мысли о нерешенных дебютных проблемах и воспоминания о только что упущенных возможностях постоянно кружатся у них в голове. Образ доски и стоящей на ней позиции – привычная для каждого профессионального шахматиста виртуальная реальность. Поэтому практически любой гроссмейстер может без особого перенапряжения одновременно играть вслепую с тремя или пятью значительно уступающими ему по силе любителями шахмат. Для решения этой задачи нужно всего лишь надежно сохранять в памяти образ нескольких позиций. При этом качество принимаемых решений может оставаться на достаточно скромном уровне, потому что соперники играют намного слабее.

Именно на этом обстоятельстве основывались фантастические рекордные «слепые» сеансы одновременной игры с десятками соперников, которые в начале прошлого века давал один из сильнейших шахматистов того времени американец Гарри-Нельсон Пильсбери, в 1920–1930-е повторял чемпион мира Александр Алехин, а затем практиковали некоторые их менее знаменитые последователи. Маэстро демонстрировали изумленной публике чудеса интеллектуальной эквилибристики, необыкновенные цирковые фокусы, требовавшие предельно точной организации мышления и невероятной концентрации внимания. Но это были... не шахматы.

Совершенно иной оказывается ситуация, когда не видящий доски гроссмейстер встречается с одним, но очень сильным противником. На первый план выходят чисто творческие проблемы, а качество игры остается почти столь же высоким, как и при обычной игре. По мнению большинства участников «Амбер-турниров», играть вслепую гораздо утомительнее, чем видя перед собой доску.

Особенно сложные проблемы возникают в цейтноте, избежать которого при «быстром» контроле времени практически невозможно. После каждого сделанного хода гроссмейстер получает 20 секунд на обдумывание, однако часть из них он вынужден тратить на манипуляции с компьютером, с помощью которого «материализуются» его решения. По словам участников, именно это порождает порой невероятные ошибки, совершенно немыслимые ни в одном из видов «обычных» шахмат.

Тем не менее удивительное шахматное двоеборье пользуется огромным уважением в шахматном мире. Спортивная интрига в этом году связана с выступлением чемпиона мира по блицу, лидера мирового рейтинга 19-летнего норвежца Магнуса Карлсена, соперники которого (за исключением разве что явно уступающего остальным голландца Яна Смитса) отнюдь не собираются отдавать ему победу без боя. Во всяком случае, шансы прошлогоднего триумфатора соревнования, обладателя Гран-при ФИДЕ Левона Ароняна, шестикратного победителя «Амбер-турниров» экс-чемпиона мира Владимира Крамника и включенного в турнир буквально в последний момент чемпиона России Александра Грищука представляются нам достаточно высокими.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1722
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1073
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
779
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1058

Другие новости