Сериал «Школа» Валерии Гай Германики после недолгой интернет-ссылки на время проведения в Канаде Олимпийских игр вернулся на телеэкран, что повлекло возобновление затихшей было войны миров. Несмотря на наличие в семье одного школьника и двух дошкольников, я довольно долго пытался уклоняться от участия в этом увлекательном действии. И не только потому, что стараюсь не участвовать во всероссийских дискуссиях, но и потому, что любая дискуссия, затеянная вокруг того, что демонстрируется на главном канале, как правило, бывает инспирирована самим каналом.
Возможно, это просто профессиональная деформация – после стольких лет в рекламе и пиаре я просто не могу не верить в черную кошку, которая где-то там. Возможно, я прав, и в случае «Школы» вся кутерьма была задумана как пиар-двухходовка.
Этап первый: группа не очень прогрессивных и явно косных работников наробраза вроде изображенных в сериале при поддержке ряда одиозных общественных деятелей обрушивается на «Школу» с яростной критикой. Обвиняя сериал в очернении действительности вплоть до искажения фактов, они требуют от властей его немедленного запрета, угрожая окончательной деградацией подрастающего поколения и срывом «Стратегии-2020».
Этап второй: в ответ на этот реакционный хипеш поднимается и разворачивается стихийная волна контрпротеста. Пораженная в самое сердце беспощадно вскрытой правдой, прогрессивная общественность во главе с передовыми деятелями культуры, просвещения и блогосферы при поддержке разбуженных широких масс размазывает реакционеров по всему информационному полю. В результате победоносных боев на территории противника упорное сопротивление темных сил оказывается сломленным, новое торжествует над старым, рейтинги сериала растут, а репутация канала, как всероссийского дендрария светлого будущего страны, укрепляется.
Но что-то не задалось... Контрнаступление захлебнулось. Передовые деятели либо предпочли отмолчаться, либо были крайне невнятны, либо стали группами перебегать на сторону оппонентов, распространяя в блогосфере порочащие создателей сериала слухи. А те самые широкие массы, благодаря которым рейтинг канала «Культура» нынче едва возвышается над плинтусом, воспряв ото сна, вдруг потребовали от телевизора разумного, доброго и вечного в духе «Большой перемены» и «Доживем до понедельника».
Примечательно, что весь этот холивар развернулся буквально в первые два-три дня трансляции сериала, что могло бы косвенно подтвердить гипотезу об искусственном происхождении первой волны помоев, если бы это не было на сегодняшний день уже совершенно не важно.
Лично меня к просмотру «Школы» подтолкнуло высказывание Михаила Задорнова, который похвастался, что выдержал буквально 3 минуты 16 секунд просмотра и бежал от телеприемника. После такой рекомендации я уже не мог остаться в стороне.
После знакомства с первыми 20 сериями я понял, что основное разногласие между «Школой» и обывателем касается не столько содержания сериала, сколько его формы. Имитирующая документальное кино живая съемка с руки в духе триеровской «Догмы-95» или «Офиса» отпугивает телезрителя больше, чем гипотетическая возможность увидеть насилие, секс или призыв к свержению действующего педсовета. Люди с ходу считывают главное – никто не собирается с ними церемониться и щадить их психику. И в этом смысле реакция Задорнова очень показательна.
При этом, если разобраться, ничего особо шокирующего в самом сериале нет. В той образцово-показательной школе с углубленным изучением английского, где мне довелось учиться, было на порядок больше скрытой от глаз посторонних жути. А что творилось там, куда не всегда дотягивалось око гороно, я просто молчу.
То, что подростки иногда курят, иногда пьют, иногда целуются, иногда и больше, иногда дерутся и почти всегда недовольны взрослыми, не является тайной со времен «Ромео и Джульетты». То, что учителя тоже люди, имеют свои слабости и не всегда умеют жечь глаголом сердца, тоже не секрет. То, что родители пытаются свалить воспитание детей на школу, кружки и окружающую среду, мы все тоже хорошо знаем.
Просто последние 20 лет телевидение приучало нас к тому, что все происходящее по ту сторону экрана условно и существует только с одной целью – развлекать. При этом совершенно не важно, что именно демонстрируется – кино про ментов, сериал про бандитов, репортаж с места ДТП, романтическая комедия, трансляция боевых действий, заседание Думы или новости с полей, – сегодняшний зритель все это просматривает, ни разу не изменившись в лице, более или менее реагируя только на рекламу. Стена, отделяющая людей от жизни, пролегла по экранам их телевизоров.
«Школа» чуть было не пробила трещину в этом уютном аквариуме. Почему чуть? Потому что зритель продемонстрировал коллективный трюк, известный в футболе под названием «искусственный офсайд». Напуганный возможным явлением правды-матки, он массово ломанулся прочь, резко понизив рейтинги сериала, тем самым технично сместив его с прайм-тайма ближе к полуночи.
Формально ничего страшного не произошло. Самые любознательные «Школу» по-любому посмотрят. Остальным, как говорится, спокойного сна.