Главным шахматным событием последних дней стало весьма необычное соревнование – так называемый «гандикап-турнир», который в минувшее воскресенье прошел в московском институте «Гипроречтранс». Изюминка этого проходившего уже в девятый раз форума состояла в одновременном участии как ведущих гроссмейстеров, так и простых смертных – мастеров и даже любителей, которым для выравнивания шансов предоставлялась солидная фора по времени. Гибкая шкала временного гандикапа, зависевшего не только от рейтинга шахматиста, но... и от его возраста, была продумана и выверена председателем ветеранской комиссии РШФ гроссмейстером Евгением Васюковым. Основную борьбу за победу в турнире повели не титульные фавориты – элитные «семисотники», а не менее опытные и наигранные гроссмейстеры-блицоры, чей рейтинг лишь немного не дотягивал до отметки 2600. При этом стабильнее всех турнирную дистанцию прошел ведущий шахматный интернет-комментатор Сергей Шипов, опередивший на пол-очка экс-чемпиона Москвы Бориса Грачева. Участвовал в турнире и чемпион России Александр Грищук, лишь накануне вечером вернувшийся из Линареса, где проходил неофициальный турнирный чемпионат. Он поделился с Мариной Макарычевой своими впечатлениями.
– Александр, буквально несколько дней назад закончился супертурнир в Линаресе, и вы снова за шахматной доской. Ни дня без шахмат?!
– Так получается, что каждый раз турниры-гандикапы проходят уже на следующий день после моего возвращения с какого-нибудь крупного соревнования. В предыдущий раз я играл сразу после командного чемпионата мира в Бурсе.
– После блистательно выигранного вами в декабре суперфинала чемпионата России вы говорили, что рассчитывали победить на трех турнирах подряд: на чемпионате мира по блицу, на Кубке мира и на чемпионате страны, но, увы, выиграли только один. В Линаресе также нацеливались на первое место?
– Да, но опять немного не хватило... Перед партией первого круга с Веселином Топаловым я считал, что она окажется во многом решающей в борьбе за первое место, однако я ее проиграл. Когда во втором круге я взял у Веселина реванш, у меня снова появились реальные шансы выиграть турнир. Но немного не повезло в последнем туре, когда Гельфанд проиграл Топалову ничейный эндшпиль.
– Для вас оказалось большой неожиданностью, что Борис Гельфанд может такой эндшпиль проиграть?
– Конечно. Я был почти уверен, что получится ничья, потому что Боря очень хороший эндшпилист. Тогда я в дележе с Топаловым занял бы по дополнительным показателям первое место. Не сложилось.
– Не раз отмечалось, что главная ваша проблема состоит не в каких-то чисто шахматных недостатках, а в том, что вы попадаете в цейтноты. Нам иногда начинало казаться, что это просто интернет-трансляция зависла. Почему так происходит?
– На этом Линаресе интернет-трансляции ни разу не прерывались, а я действительно несколько раз подолгу задумывался на ходами. Что тут сказать? Только то, что у каждого свои недостатки.
– Многим любителям шахмат кажется: почему бы не подготовиться как следует в дебюте? Вы все знаете, все изучили, делаете все дебютные ходы, получаете хорошую позицию и никакого цейтнота.
– (Улыбается) На самом деле даже в дебютах осталось еще очень много неизведанного. Кроме того, важен не абсолютный уровень вашей подготовки, а то, насколько он лучше или хуже, чем у противника. Иногда – как в покере – можно пойти на вариант, о котором вы имеете достаточно приблизительное представление, но если при этом ваш соперник с ним вообще не знаком, то вы на коне. И, наоборот, может случиться, что в каком-нибудь модном варианте, который все анализируют и вам кажется, что вы докопались в нем до истины, соперник обнаружил какой-то важный нюанс. Так что все познается в сравнении. Важно не просто что-то знать, а знать хотя бы чуточку больше, чем противник.
– Когда вы подолгу задумываетесь, то обычно вспоминаете свои анализы или придумываете что-то новое за доской?
– И так, и этак. Что до идеи все проанализировать и выиграть партию дома, то со мной такого никогда не случалось. Мне как-то Рафаэль Ваганян сказал, что лет 30–40 назад обыграть соперника исключительно за счет домашней подготовки считалось постыдным. А сейчас, наоборот, если нечто подобное удается, люди очень гордятся, даже хвастаются – как точно и далеко смогли все проанализировать.
– Скоро в Софии начнется матч за звание чемпиона мира между Виши Анандом и Веселином Топаловым. Игра Топалова в Линаресе оставила двойственное впечатление: очень много фантазии, огромный напор, но при этом немало откровенного блефа и связанных с ним ошибок.
– Безусловно, Топалов – один из самых интересных шахматистов мира. Выиграть у него чрезвычайно сложно, потому что Веселин исключительно сильный гроссмейстер. Но завязать борьбу очень легко, потому что он сам всегда стремится к осложнениям. Не нужно задумываться о том, как поступить, чтобы на доске возникла сложная напряженная позиция. А что касается матча за звание чемпиона мира, то, думаю, шансы Топалова несколько выше, чем Ананда, ведь матч пройдет в Софии.
– Ваши болельщики поговаривают, что во время турниров вы якобы продолжаете играть в покер, из-за чего ближе к финишу у вас остается мало сил и свежести.
– Конечно, нет. Во время шахматных турниров я в покер стараюсь совсем не играть.
– В каком следующем турнире вы примете участие?
– Это будет клубный чемпионат России, который, как всегда, пройдет в Дагомысе.