Истинные любители шахмат всегда найдут время заняться любимым делом.
Фото Марины Макарычевой
Как когда-то в одной из своих песен пошутил Владимир Высоцкий: «Проникновение наше по планете особенно заметно вдалеке!..» Оказывается, эта ставшая едва ли не крылатой формула вполне применима и к шахматам, причем ее актуальность в конце второго постсоветского десятилетия не только не снижается, но парадоксальным образом возрастает.
Невозможно позабыть тот психологический шок, который в конце 1980-х – начале 1990-х испытало зарубежное шахматное сообщество, когда под напором настоящего вала никому ранее не известных шахматистов, приехавших из стран бывшего Советского Союза и буквально заполонивших все игровое пространство Запада, начали рушиться казавшиеся незыблемыми стереотипы. Так, на Всемирной олимпиаде 1992 года первое место вполне ожидаемо заняли россияне (впервые выступившие отдельной от СССР командой), однако второе досталось не американцам или англичанам, а узбекам, а третье – сборной Армении. С тех пор сборные России успели приучить мировую шахматную общественность к своим относительно скромным результатам, однако одно осталось неизменным: именно тогда, став главным языком межнационального шахматного общения, русский продолжает оставаться им и поныне.
Скажем честно: узнав несколько месяцев назад о победе пятнадцатилетнего Аниша Гири на мужском чемпионате Голландии, мы не придали этому факту особого значения. Не только у нас рождаются яркие таланты, а кроме того, один, пусть и блестящий, результат еще ничего не доказывает. Однако когда на недавно завершившемся турнире в Вейк-ан-Зее на наших глазах худощавый интеллигентный Гири блистательно выиграл гроссмейстерскую группу «Б» и завоевал право выступить на следующий год уже на главном турнире этого фестиваля, стало понятно, что перед нами восходящая шахматная звезда первой величины. Но самое поразительное состояло в том, что родным языком Гири оказался русский, а его родиной – Россия. Правда, его талант, судя по всему, окончательно раскроется в другой стране – Голландии.
Триумф юного русскоязычного голландца невольно заставил задуматься о том, что сейчас в мире (после достаточно долгого перерыва) появилась целая плеяда ярких молодых гроссмейстеров, способных уже в самое ближайшее время вытеснить с авансцены привычных авторитетов.
И самый яркий представитель этой шахматной молодежи – конечно же, победитель главного турнира в Вейк-ан-Зее Магнус Карлсен, с которым нам удалось пообщаться сразу после его блистательной победы.
– Магнус, ваши первые впечатления после победы.
– Это был исключительно сильный турнир, на котором мне очень хотелось выступить успешно, однако сделать это было совсем не просто. Я счастлив, что, несмотря на огромные трудности и не без некоторой доли везения, я смог победить.
– В какой степени помогла вам совместная работа с Гарри Каспаровым и его поддержка?
– Безусловно, это очень важное обстоятельство – получать во время соревнования дружеские советы от столь опытного и очень многое понимающего в шахматах человека. Перед тем как приехать сюда, я провел с Каспаровым тренировочный сбор, кроме того, мы постоянно общались через Интернет во время самого турнира.
– Что вы можете сказать по поводу слухов, будто бы вы будете помогать Виши Ананду во время его матча против Веселина Топалова?!
– Меня в Софии точно не будет. Виши – очень сильный шахматист и, как мне кажется, не слишком нуждается в моей помощи. У меня есть определенные долгосрочные планы, и я сам приму участие в турнире, сроки которого частично пересекаются со сроками проведения матча Виши против Веселина Топалова.
***
Итак, фестиваль в голландском Вейк-ан-Зее завершен, но уже завтра в испанском Линаресе стартует другой крупнейший традиционный турнир. Однако истинные любители шахмат не зависят от графика грандов и всегда находят время, чтобы заняться своим любимым делом.
Так, в небольшом особняке в центре Москвы – в гостиной имени выдающегося шахматного организатора и арбитра Владимира Дворковича – раз в месяц собираются гроссмейстеры, журналисты, политики, артисты и музыканты. В минувшую субботу шахматно-музыкальный салон по традиции открыл Аркадий Дворкович. После приветствия все собравшиеся разбрелись для общения по интересам. Станислав Говорухин, страстный любитель шахмат, нашел наконец себе достойного соперника и с упоением раз за разом его обыгрывал. Когда же Сергей Петелин попросил воспользоваться помощью друга – Анатолия Карпова, ему было решительно отказано.
Кульминацией вечера стал турнир в молниеносные шахматы. Все шахматисты любят побеждать, а не проигрывать, так что турниры в гостиной проходят с гандикапом. Для уравнения шансов с высших по званию берут своеобразный налог – три минуты. Тем не менее, даже имея только две минуты против пяти у соперника, оказавшиеся под ливнем стрел и комбинаций, попеременно обрушивающихся на королей то белой, то черной армии, обладатели высокого спортивного звания обычно выходят из этих переделок с честью.
Однако на этот раз сильнее всех оказалась гроссмейстер-женщина – Екатерина Кирсанова. Второе место поделили вице-премьер правительства России Александр Жуков и «хозяин поля» – воспитанник гостиной двенадцатилетний Миша Антипов.