- Ираклий, вы вообще фестивальный завсегдатай?
- Не стану лукавить, я бывал на многих фестивалях, потому что в них принимали фильмы, снятые не так давно при моем участии, - "1001 рецепт влюбленного кулинара" с Пьером Ришаром, номинированный на Оскар, "Лунный папа", тоже попутешествовавший по фестивалям, "27 потерянных поцелуев", который был невероятно популярен не столько в России, кстати, сколько на Западе. Я человек любознательный, и на всех фестивалях мне хорошо. Как Марк Аврелий сказал, всюду, где можно жить, - хорошо. По этому принципу я и существую. А вот Анапа мне очень нравится именно напоминанием моего детства. Я ухожу на два часа гулять по пляжу и, двигаясь, придумываю какие-то сюжеты. Здесь абсолютный мир Феллини: Феллини как знаковый образ.
- "Киношок" собирает в Анапе все республики бывшего Союза. Есть ли и у вас, человека, скажем, уже европейского, ностальгия?
- Я превращаю ваш вопрос в свой ответ. Есть ностальгия, и радостно встречаться с людьми, с которыми теперь уже по другому случаю не встретишься. И вот какая-то такая хорошая нота, вечно звенящая в Анапе, - встречаешься, разговариваешь, иногда даже банально все - как жизнь и как дела. Приятно обнять все это и прижать к сердцу, к душе. И посмотреть те фильмы, которые эти люди продолжают делать у себя, несмотря ни на что. Иногда, надо сказать, это грустное зрелище. Иногда зрелище, доставляющее удовольствие.
- Было советское кино, которое делали режиссеры разных национальностей. В каких республиках, как вам кажется, сегодня прошел период распада, где кино уже развивается, а где еще не реанимировалось?
- Грустно говорить о грузинском кино, там очень печальная для меня картина. Снимается (может быть) один фильм в год. Во многих других национальных кинематографах то же самое. Они какие-то такие старые-старые. Никто не преодолел барьера, все как будто двигаются с камнем, привязанным к ноге. Никто не входит в новое кино, никто не входит в новые идеи, разговоры, ритм. Я не знаю, почему это так. Может быть, новое требует больших денег, и именно поэтому все продолжают рассказывать свои вчерашние истории?
А вот в российском кинематографе возникла какая-то энергетика. Существует уже и режиссерская обойма - Алексей Балабанов, Денис Евстигнеев, Валерий Тодоровский, Дмитрий Месхиев. И они лидируют сегодня. Многие идут по пути клипового кино. Вообще мне нравится все хулиганское, я и сам люблю похулиганить. И те, кто занимается киноязыком, смелым, наглым, может быть, не совсем принимаемым, - мне симпатичны. И здесь, в России, это происходит. Удачные фильмы, неудачные, провальные даже, но что-то бродит, как хорошее вино. А в той стране, где когда-то делали хорошее кино и хорошее вино, - в Грузии (все знают, что она когда-то была роскошной кинодержавой) - увы┘ Если не считать Отара Иоселиани во Франции, Нану Джорджадзе, между Францией и Германией блуждающую, то в общем-то, наверное, ничего не происходит на самой земле Грузии┘ Все понятно - экономика нулевая, в стране дурно, плохо, не до кино. Но я с жаждой жду того, что меня должно удивить, хотя пока такого нет.
- Сочиняете ли вы в последнее время грузинские мотивы?
- Я пишу не всегда о Грузии, но всегда это грузинские истории, обволакиваемые другими одеждами. Мне радостно также сообщить, что сейчас две киногруппы из Германии поехали в Грузию снимать фильмы по моим сюжетам. Оба режиссера - немцы. Одна история откровенно грузинская. Другая происходит "в некоей южной стране". Поехали туда только авторы, и, что меня радует, съемочные группы они набрали на месте, и в кинопроцессе, таким образом, участвует огромное количество местных людей. Я сам собираюсь сейчас туда поехать, но знаю, что многие мои знакомые очень довольны и говорят "спасибо" за то, что они могут поработать по специальности.
- Где вы сейчас живете?
- Сейчас я живу в Берлине, хотя я гражданин России и Америки. Но мои истории как-то пришлись по вкусу в Европе. В Америке я не рвался в режиссуру, там я очень хорошо зарабатывал именно писаниной. Сейчас там собираются делать историю по моему сценарию, которая называется "Красные ангелы". А также в Голливуде будут снимать картину о Екатерине - жене Петра I. В Голливуде сейчас затеян большой проект о русских императрицах, который как раз и начинается с нее. Она, как ни крути, была первая, хотя всем понятно, кто она была. По нашей сценической версии (вопрос открытый - была ли она немка, шведка), она полька. И польский режиссер Агнешка Холланд взялась за экранизацию. Получается, по-моему, симпатично и очень необычно. Опять-таки там есть много грузинского - авантюрные похождения молодой Екатерины я нашпиговал своими историями. Даже туда я окунул себя. И рад, что всех, кто прочел, это нисколько не возмущает. Любопытно, что в картине дала согласие играть Екатерину Кейт Уинслет. Она, хоть и звезда Голливуда, очень хорошая актриса и такая специальная - выбирает роли и не рвется в коммерческие проекты. Режиссер к зиме приедет в Москву, где проведет кастинг на российском актерском рынке. Агнешка собирается найти здесь и Петра, и других русских персонажей. И, кстати, вполне логично, что Екатерину играет нерусская актриса, ведь та тоже была иностранкой.