Вуди Аллен разразился новой романтической комедией под названием "Голливудский финал". К счастью для себя, он всю свою жизнь очаровывал аудиторию гораздо более удачными картинами. Так что ради славного прошлого режиссеру и актеру хочется многое простить.
Пока сидишь в зале и смотришь это славное спокойное кино, кое-что даже приводит в умиление. "Голливудский финал" не только стилизует обстановку под рубеж 70-80-х, но и сохраняет ритмы еще ХХ века. Большие эпизоды, неторопливое остроумие, никакой лихорадки в монтаже, никаких метаний камеры в поисках более вычурных или более неказистых ракурсов. Сам Вуди снова в роли любовника-чудака. Как всегда, старый, но, как всегда, обаятельный. Консервация alter ego режиссера и актера уже смахивает на мумификацию. Но ведь войти в вечность - это не так уж и плохо. Рядом с Вуди Алленом - фантастически стройная Теа Леони, на которую просто приятно смотреть. Атмосфера картины умиляет и убаюкивает.
Однако когда встряхнешься от симпатии к Вуди Аллену как таковому, берет досада. Жаль, что никто так и не придумал, что делать с выигрышным сюжетным ходом, чтобы не разочаровывать обнадеженных началом зрителей. В центре картины - некогда знаменитый режиссер Вэл Уоксман, чья слава уже поистрепалась. Бывшая жена (Леони) предлагает ему работу над глобальным кинопроектом. А бедолага, как назло, теряет зрение - на нервной почве. Приходится ему снимать свой фильм вслепую.
Слепота сама по себе - один из самых многогранных мотивов. И ситуация "Голливудского финала" позволяла развернуться вовсю. Можно было снимать хоть "Огни большого города наоборот". У Чарли Чаплина герой-неудачник (кстати, Вуди Аллен всегда подспудно претендовал на звание продолжателя чаплиновской линии) помогал слепой цветочнице, которая наконец прозревала. Здесь героиня вынуждена прикрывать Вэла Уоксмана, пока тот опять же не прозреет в финале. Можно было сделать блистательную пародию на приемы кино с эстетическим кодом "Великий слепой".
Ни того, ни другого, ни чего-либо третьего не получилось. Вуди Аллен доводил состояние слепоты до полного абсурда, подходящего скорее для провинциального театра. Его герой упорно обращался к собеседнику, отворачиваясь от него, словно потерял не только зрение, но и слух. Опускал бокалы в воздух, даже не пытаясь проверить, есть ли поблизости стол. Шлепался со всего маха мимо дивана, хотя никто не мешал герою садиться более осторожно.
Вредная журналистка, случайно узнавшая тайну Вэла, почему-то никак эту тайну не использовала, и действие шло своим чередом. Оказывались абсолютно неотыграны и рекомендации психоаналитика, советовавшего Вэлу наладить отношения с сыном, а не "закрывать глаза" на ссору. Герой вяло приходил к сыну и уходил от него ни с чем, а слепота никуда не исчезала. Наконец Вэл почему-то прозрел без всяких серьезных потрясений. Но ужасный материал, который был им отснят вслепую, оставался ужасным. Гениальный монтаж прозревшего Вэла не спасал проекта. Из него, кстати сказать, нам так и не показали ни кусочка. Никому явно неохота было возиться с этим "фильмом в фильме". Впрочем, печальное остроумие "Пурпурной розы Каира" все равно переплюнуть бы не удалось. Вдохновение Вуди Аллена с тех пор поиссякло.
В результате всех проколов сценария закрадывалась крамольная мысль о том, что герой действительно был плохим режиссером, который не знал, что и как снимать. А потому слепота тут вообще ни при чем. Вуди Аллен задумывал фильм про забавного человека, несправедливо обиженного жизнью. Но парадоксы халтурной режиссуры сделали свое дело. "Голливудский финал" превратился в картину о том, как смешному бездарю пенсионного возраста внезапно подфартило. Каким образом это происходит, узнают те, кто досидит до конца фильма.