0
717
Газета Кино Интернет-версия

16.07.2002 00:00:00

Киноман там правит бал

Тэги: карловы вары, кино, фестиваль


У любого продюсера нет проблемы выбора: дать ему фильм в Москву или в Канн, но он серьезно подумает, сделать ли ему мировую премьеру картины в Москве или в Карловых Варах. В Москве - потенциально огромный рынок, азарт и динамика исторического момента, масса возможностей для бизнеса. В старых добрых Карловых Варах, изумительной красоты курортном местечке, где все "принимают воды", - никакой нервозности и суеты, идеальная организация фестивального центра в гостинице "Термаль", где гости смотрят кино, спят, едят и тусуются. В отличие от буржуазного Московского с его претензиями, светскими приемами и смокингами Карловарский очень демократичен. На главной улице, например, не привлекая ничьего внимания, бывало, запросто прогуливались Майкл Йорк и Стеллан Скарсгаард, одетые весьма непрезентабельно.

Бал здесь действительно правит кино, и самый уважаемый человек - киноман. Фестивальную публику, которая за 10 дней посмотрела 292 фильма (всего зрительских посещений 131 тысяча, а в малюсеньком городке это не шутки!), составляет в основном молодежь, студенты, которым предоставляются огромные скидки на билеты и на жилье. Многие ночуют прямо на лужайках перед "Термалем" в спальных мешках и умываются в туалетах гостиницы - никто их ниоткуда не гонит.

Конкурсная программа фестиваля в Карловых Варах, состоящая из 18 лент, примерно соответствовала Московской (разве что была более ровной), так же, как и многочисленные параллельные программы, в которых было что посмотреть. Начиная от английского фильма "Делай как Бэкхем" (который не удалось заполучить в конкурс ни московским, ни карловарским отборщикам), кончая показанными в Москве "Араратом" Атома Эгояна, "Кедмой" Амоса Гитая, "Мнениями сторон" Иштвана Сабо и непоказанным "Русским ковчегом" Александра Сокурова.

Московский фестиваль в этом году сконцентрировал свое внимание на крупных мастерах, которые предпочитают в смутные для кино времена обращаться к надежным, проверенным первоисточникам в виде Толстого или Чехова ("Воскресение" братьев Тавиани или "Чеховские мотивы" Киры Муратовой), делать "Дополнение" к уже сделанному (Кшиштоф Занусси), доверяться испытанным жанрам ("Дом на Турецкой улице" Боба Рейфелсона). А Карловарский МКФ делает ставку на молодых. Это дебютанты венгр Дьюла Дьюлаш ("Свет падает на твое лицо"), итальянец Эннио Де Доминикис ("Итальянец"), канадец иранского происхождения Асгар Массомбаги, завоевавший приз за лучшую режиссуру фильмом "Халед", испанцы Хулио Валловиц и Роже Гуаль с "Комнатой для курящих", наш Николай Лебедев со "Звездой". Кореец Мин Бунг-хун, привезший в Карловы Вары в этом году "Не надо плакать", несколько лет назад дебютировал как режиссер вместе с таджиком Джамшедом Усмоновым фильмом "Полет пчелы". Кстати, "Не надо плакать", снятая по канонам среднеазиатского кино для западноевропейских фестивалей: столичный скрипач, родом из среднеазиатской глубинки, терпит крах в Москве и отправляется домой, чтобы припасть к корням. Тем не менее картина поражает своей аутентичностью, точностью каждой детали жизни и быта таджикской деревни, где происходит действие (специальное упоминание жюри).

Было невмоготу смотреть на смутные сюрреалистические фантазии Дьюлы Дьюлаша об исторических сражениях и людских страданиях или созерцать головы из "Курящей комнаты", обсуждающие проблемы своего маленького бизнеса (специальное упоминание жюри).

Зато когда начиналась хорошая история с хорошими актерами, сонливость как рукой снимало. Это "Где-то в Африке" Каролины Линк (Германия) по бестселлеру Штефани Цвейг с великолепным Мерабом Нинидзе в роли немецкого еврея, сбежавшего с женой от нацистов в 1938 году в Кению (картина награждена специальным призом жюри и призом ФИПРЕССИ). Или "Смех чайки" - увиденная глазами девочки-подростка очень живая история восхитительной женщины по имени Фрейя. Вернувшись из Америки, сексуальная и независимая героиня баламутит своим поведением всю родную исландскую деревню. Актриса Угла Эгилсдоттир, сыгравшая у Агуста Гудмунссона в "Смехе чайки", награждена призом за лучшую женскую роль.

Француз Жан-Марк Барр, возглавлявший карловарское жюри, в отличие от председателя жюри московского Чингиза Айтматова ничуть не сомневался, вручая главный приз фильму страны-хозяина - чешской картине "Год дьявола". Этот полудокументальный фильм молодого режиссера Петра Зеленки об известных в Чехии поп-музыкантах, которые в фильме сами себя играют, - картина скорее для "внутреннего пользования" в отличие от "Кукушки". Поэтому фильм Зеленки прекрасно рифмовался на открытии с занятной, но быстро набившей оскомину длинной заставкой. Тройка известных, когда-то андерграундных художников в старомодных пиджачках, "мулявинских усах" и пейсах образца 70-х пародировала эстраду тех лет.

"Звезда" Николая Лебедева, вспыхнувшая было на карловарском небосклоне в конце фестиваля и вызвавшая небывалый ажиотаж у зрителей и критики, к сожалению, осталась без внимания жюри. Ни одна из четырех российских документальных лент, попавших в неигровой конкурс, - "Охота на ангела" Андрея Осипова, "Дезертир" Сергея Босенко, "Леша Достоевский - потомок гения" Александра Киселева и "Сука" Игоря Волошина - не удостоилась приза (лишь специальное упоминание для "Охоты на ангела"). Однако, если следовать мудрой приговорке "Лучше деньгами", наши внакладе не остались. Второй год подряд награду в пять тысяч долларов под лозунгом "Свобода" увозят российские режиссеры - в прошлом году Артур Аристакисян ("Место на земле"), в этом - Сергей Бодров-младший ("Сестры").


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1199
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1171
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2029
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2935

Другие новости