В последнее время наше кино не часто давало себе такую творческую свободу, какая присутствует в новом фильме Игоря Масленникова "Письма к Эльзе". Наместник Шерлока Холмса в России не снимал кино уже более десяти лет, если не считать сериалы. Теперь зрителям предстоит увидеть очень смешной и страшный фильм, который ни на что не похож. Это аналитический плач культурного человека по современности. Здесь изысканным образом перемешаны лирический абсурд и натуралистические эскизы, комедия положений и трагедия характеров. Наша реальность превращена в метафоры с проницательностью Фрейда и деликатностью Станиславского.
Сценарий Аркадия Высоцкого погружает в странный мир, координаты которого Игорь Масленников обнаруживает не сразу. Звучит музыка Владимира Дашкевича, полная европейских салонных ритмов и несветской меланхолии. Прелестная девушка в воздушном платьице сидит у окна и пишет письмо, исполненное изящества слога и неземной чистоты, свойственных героиням Диккенса. Первый шок испытываешь тогда, когда ее называют Ольгой. Тем более что в письме шла речь о муже героини по имени Дункан. После этого не сразу вспоминаешь, как в самых первых кадрах мелькнул вполне русский особняк где-то в ландшафте вполне средней полосы┘
Второй шок испытываешь тогда, когда к этому особняку подъезжает машина. А судя по поведению Ольги, автомобиля еще не изобрели┘ И полное смятение наступает тогда, когда прибывший на машине Дункан (Аристарх Ливанов) разворачивает газету "Коммерсантъ". Все-таки было ощущение, что нас оставят в какой-то временной абстракции. Но нет, нас медленно втягивают в прелестные грезы и нездешний стиль общения, в которых пребывает Ольга (Юлия Маврина). И тут же зритель получает "фейсом об тейбл" - слегка расквашенная физиономия охранника смотрится здесь апофеозом зверства на экране и вообще концом света.
Девушка Ольга не в себе. Ее можно назвать блаженной или просто психичкой, юродивой или неприспособленной к жизни. Поместить такую героиню в центр современности - все равно что выставить приманку для голодных хищников. Беспомощное и прекрасное существо являет собой тот раздражитель, который провоцирует общество и каждого человека обнаруживать свою жестокую сущность. Всякое общество уничтожает тех, кто не в состоянии его заметить и вписаться хоть в какие-нибудь его "ячейки". Наше современное общество, зараженное манией обладания и исполненное нестабильности, поступает с несоциабельным человеком вдвойне сурово.
Фильм позволит хотя бы частично представить, что такое революция - со стихийной экспроприацией собственности, разбоем и веселой агрессией здоровых хамов против слабых культурных людей. Фильм даст понять, что такое вынужденная и невинная проституция ради социальной адаптации в безвыходном положении. Фильм покажет, что такое любовь к женщине как к очаровательной кукле и что такое неспособность беречь и прощать живую куклу за то, что ей неинтересно варить суп. Основываясь на реалиях психоза, режиссер запечатлел новый расклад взаимоотношений мужчины и женщины, красоты и безобразия, силы и бессилия в России. Вечная символика обреченной бабочки рождает у Масленникова современную социальную сказку с убийственно достоверным финалом.